Цветовые ассоциации и основные качества цвета

Цветовые ассоциации

«В природе нет неокрашенных объектов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика» [38, с. 8]..Любое произведение искусства создает цветовую среду, которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мысли, уровень работоспособности. Все спектральные цвета вызывают в той или иной степени вызывают физиологические реакции человека. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние, «психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим» [25, с. 182]. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Сегодня психофизиология способна дать исчерпывающие ответы на вопросы: каким образом мы различаем цвета? Для чего мы их различаем? Какие реакции, эмоции, чувства, установки вызывают те или иные цвета?

По своему психофизиологическому воздействию на человека цвета делятся на несколько основных групп:

1. Стимулирующие – символизируют открытость к общению, активность, радостное состояние, приятные ощущения:

2. Тормозящие – ассоциируются с рассудком и замкнутостью, тревогой, грустью, печалью:

3. Статические – символизируют стабильность, погруженность в себя, эгоизм, но и спокойствие, уравновешенность:

4. Пастельные – ассоциируются с деликатностью, нежностью, способностью к компромиссу:

5. Угнетающие – закрытые, тяжелые:

Существует также связь между восприятием цвета и другими органами чувств:

•при резком запахе и звуке цвет видится ярче;

•фиолетовый цвет усиливает запах, зеленый и желто-зеленый смягчают звуки;

•красный и оранжевый делают пищу слаще;

•желтый и желто-зеленый – придают пище более кислый и острый вкус;

•зеленый – ассоциируется с соленостью, а зелено-голубой – с горечью.

Кроме того, можно найти соответствие между основными цветами и геометрическими формами:

•желтый – ассоциируется с изменчивым движением;

•синий – с замкнутостью, спокойствием;

•зеленый – с равновесием, четкостью;

•красный – равновесием, четкостью, длительностью.

Ассоциации на конкретный цвет, безусловно, говорят о субъективных и объективных установках людей, и об этом никогда не надо забывать.

С начала культуры человек пытался овладеть способностью цвета влиять на свое душевное состояние. Достиг он этого путем создания краски – внешнего средства изменения своего психического состояния. Создав краску, человек окружил себя цветом.

Виды цветовых ассоциаций. Отдельно взятый цвет или сочетание цветов могут вызвать различные воспоминания и связанные с ними эмоции и образы. Все это называется цветовыми ассоциациями. Естественно, что цветовые ощущения у всех людей не одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, от образования, рода деятельности, возраста, нервно-психического склада каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем ярче и чище цвет, тем определеннее и устойчивее реакция человека: сложные, малонасыщенные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые реакции. Желтые и зеленые цвета вызывают самое большое количество ассоциаций. Это вызвано тем, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, желтых и зеленых цветов больше всего в природе.

Цветовые ассоциации могут быть физическими и эмоциональными (Таб. 4). К физическим относятся температурные (теплые, горячие, холодные), акустические (тихие, громкие, музыкальные) и весовые (легкие, тяжелые, воздушные) ассоциации. К эмоциональным относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (трагические, грустные, скучные) и нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные) ассоциации.

Один и тот же цвет у большинства людей вызывает одинаковые физические ассоциации, эмоциональная реакция на цвет различается гораздо чаще. Однако для создания нужного настроения при восприятии художественной композиции используются определенные цветовые приемы. Каждый художник не должен забывать, что он создает свое неповторимое художественное произведение и должен выразить в нем свое настроение. Продуманное использование цвета поможет усилить впечатление от всей композиции.

Таблица 4. Классификация цветовых ассоциаций [2, с. 196].

6.3.Зрительные иллюзии при восприятии цвета. Человеческий глаз может различить около миллиона цветовых оттенков. Знание закономерностей восприятия цвета, его влияние на впечатление от плоскостной или объемной композиции позволяет найти наиболее выразительное цветовое решение. Существует целый ряд таких закономерностей, создающих определенные зрительные иллюзии при восприятии цветовых композиций.

Иллюзия «выступающих» и «отступающих» цветов. Находясь на одной плоскости на равном расстоянии от зрителя, одни цветовые пятна могут казаться расположенными ближе, другие – дальше. Цвет называется «выступающим», если кажется, что он находится ближе своего фактического местонахождения. Если кажется, что он расположен дальше – «отступающим». Любой хроматический цвет, невзирая на светлоту, будет казаться расположенным ближе, чем ахроматический. При употреблении теплых и холодных цветов равной светлоты, теплые цвета (красные, желтые, оранжевые) будут выступать вперед относительно холодных (зеленых, синих, фиолетовых). Все зависит от эффекта, который хочет получить художник.

Иллюзии тяжести и легкости. Фигуры или объемы, одинаковые по форме и разные по размеру, могут производить разное впечатление своей «весомости» в зависимости от цвета. Так светлые цвета кажутся легче темных. Это относится к хроматическим и ахроматическим цветам.

Более насыщенные цвета кажутся более легкими, чем слабо насыщенные. Грубая фактура делает цвета более тяжелыми по отношению к цветам с гладкой поверхностью. Самыми тяжелыми будут казаться элементы, имеющие фиолетовые цвета, самыми легкими – лимонно-желтые. Расположенные на темном фоне «тяжелые» цвета будут казаться уходящими, а «легкие» приближающимися. На светлом фоне эти же цвета могут произвести обратное впечатление. Сочетание тяжелых цветов может помочь создать ощущение статики или динамики, может усилить впечатление устойчивости композиции.

Иллюзия фактурности цветов. Фактурными принято называть цвета, создающие впечатление материальности и плотности, бесфактурными – цвета, дающие ощущение воздушности и нематериальности. Фактурные цвета могут выявить форму поверхности, ее кривизну, создать впечатление преграды, подчеркнуть структуру и настоящую фактуру поверхности. В форме, окрашенной в бесфактурный цвет, взгляд погружается в глубину, не видя преграды. Теплые, менее насыщенные, выступающие цвета кажутся фактурными, а холодные, насыщенные, отступающие – бесфактурными.

Иллюзия фигуры и фона. В композиции очень важно правильное восприятие фигуры и фона. Обычно изображение воспринимается как фигура, когда она по площади меньше фона. Светлое на темном скорее воспринимается как фигура на фоне, а не наоборот. Элементы, окрашенные в выступающие цвета, воспринимаются как фигуры, также как и окрашенные в фактурные цвета. Иллюзия фигуры и фона как один из основных законов зрительного восприятия может быть использована для исправления собственной внешности.

Все эти закономерности показывают, что цвет может изменять восприятие величины формы, ее вида, массы. Поэтому, моделируя определенное цветовое решение, художник должен либо подчеркнуть цветом существующую форму, либо зрительно изменить ее, подчиняя это решение общей композиционной цели.

Мы стараемся во всем найти равновесие, гармонию. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного, привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективный характер. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления и чувств, но знание общих объективных законов работы с цветом помогут осознать собственные предпочтения и получить естественный стимул для нового творческого поиска.

Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 1403 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Цветовые ассоциации и основные качества цвета

ЛЕКЦИЯ 7. Цветовые ассоциации.

Классификация цветовых ассоциаций:

1) Весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.

2) Температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.

3) Осязательные: мягкие, жесткие, колючие.

4) Пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие.

5) Акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие.

6) Вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие.

7) Возрастные: детские, молодежные, стариковские.

8) Сезонные: весенние, летние, зимние.

9) Этические: мужественные, смелые, сентиментальные.

10) Эмоциональные: позитивные (радость, счастье. ), негативные и нейтральные (вялые, спокойные. )

11) Культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.

Обобщенные выводы: чем чище цвет, тем устойчивее его реакция. Наиболее однозначные ассоциации — температурные, весовые, акустические.

Неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные. Например, пурпурные цвета вызывают разные ассоциации, в зависимости от условий их применения; а Желтый и Зеленый вызывают наиболее разнообразные ассоциации.

А вот какие цветовые ассоциации возникают у писателей.

«Суконный балахон Якова Фомы Григорьевича был цвета застуженного картофельного киселя»

«Сертук Чичикова брусничного цвета с искрой»

«День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем мирного войска, но отчасти не трезвого по воскресным дням» Гоголь

«Волосы у мальчишки были приблизительно такого цвета, как обложка журнала, которого обычно покупают в киоске, опаздывая на поезд» О.Генри

Своеобразные ассоциации Синего цвета были у Кабу Абэ: «Цвет дождя, от которого простужается нищий», «цвет времени, когда закрываются подземные магазины», «цвет не выкупленных в ломбарде часов, подаренных на память об окончании университета», «цвет ревности, разбивающейся о кухонную мойку из нержавеющей стали», «цвет первого утра после потери работы», «цвет последнего билета в кино, купленного самоубийцей», «цвет анонимности», «цвет зимней спячки», «цвет смерти, как средства облегчения страданий», «цвет дыры проеденной сильнейшей щелочью — временем».

Читать еще:  Учитываем товар, переданный в рамках рекламной акции

Достаточно интересные цветовые ассоциации возникали у Анны Балаш (студентки Мироновой). Красный цвет: угли под ветром, тоска пожарника о новой пожарной машине, детали конструктора «Юный тореадор», старая скатерть председателя колхоза, рубашка автобусного контролера, газета «День донора», хорошо выполненные анатомические пособия и т.д.

Многим цветам и оттенкам даются названия как раз по этим ассоциациям. Ниже представлены некоторые названия оттенков цветов.

Цвет Красный. Оттенки: свекольный, клюквенный, брусничный, багровый, гранатовый, рубиновый, алый, кровавый, кумачовый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, вишневый, малиновый, медный, рябиновый, червленый, маковый.

Оранжевый. Огненный, морковный, кирпичный, таракотовый, рыжий, апельсиновый, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый.

Желтый. Охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, конореечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, бежевой, чайная роза, виноградный, банановый.

Зеленый. Горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, цвет еловой хвои, полынный, цвет плесени, цвет медной патины, купоросный, травяной, лягушачий, кабачковый, фосфорический.

Голубой. Бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, электрик.

Синий. Сапфировый, ультрамарин, кобальтовый, индиго, сливовый, баклажанный.

Фиолетовый. Аметистовый, сиреневый, лиловый, чернильный, гиацинт, Ренессанс, фанданго, орхидея, вербена.

Пурпурный. Цвет мальвы, цвет кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови, каприз, портвейн, Веласкес, Медичи, Бахус, амарант.

Белый-Серый. Белая ночь, аллюминевый, стальной, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, цвет яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, свинцовый, альбатрос, цвет пыли, цвет тумана, цвет облака.

Черный. Цвет воронового крыла, цвет маренного дуба, антрацит, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, «сон перед ревизией», «нелетная погода».

Коричневый. Бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, кофейный, каштановый, беж, эскимо, красное дерево, мокасин, Тонагро, Пикадили.

Ассоциативное восприятие цвета зависит от настроения человека, его пола, образа жизни, возраста, характера и др. Ниже представлена таблица зависимости ассоциативного восприятия цвета от пола (первой идет ассоциация набравшая максимальное количество процентов, последней — минимальное).

Вестник Педагога

Автор: Стремешина Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель спецдисциплин дпи
Учебное заведение: ОГПОБУ «Биробиджанский колледж культуры и искусств»
Населённый пункт: г. Биробиджан Еврейская автономная область
Наименование материала: Конспект практического занятия по дисциплине ОП.03 Цветоведение
Тема: «Восприятие цвета и цветовые ассоциации»
Дата публикации: 27.01.2018
Раздел: среднее профессиональное

Областное государственное профессиональное

Образовательное бюджетное учреждение

«Биробиджанский колледж культуры и искусств»

«Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»

КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине ОП.03 Цветоведение

Тема занятия: Восприятие цвета и цветовые ассоциации

г. Биробиджан 2018 г.

План – конспект занятия

по дисциплине – Цветоведение

Тема занятия: «Восприятие цвета и цветовые ассоциации»

Дата проведения: 25.01.2018

Группа: 1 курс «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Тип занятия: комбинированный

Время проведения: 45 минут

Цель: систематизация знаний по восприятию цвета и цветовых ассоциаций.

формирование цветовых ассоциаций через цветоощущения;

закрепление знаний о цветоведении – как науке о цвете;

закрепление механизмов восприятия цвета, его видов и цветовых ассоциаций.

развитие наблюдательности при восприятии цвета, умение находить

гармонические цветовые сочетания;

развитие ассоциативного мышления.

воспитание и развитие художественного вкуса студентов, творческого

обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной работы в

Междисциплинарные связи: декоративная композиция, рисунок, живопись.

В процессе изучения данной темы студент должен:

— основы восприятия цвета, основные элементы художественного образа и

цветовое богатство окружающего нас мира;

— художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности

создания цветового строя.

свободно владеть теоретическими знаниями по предмету «Цветоведение»;

— использовать теоретические занятия на практических занятиях;

— выполнять практические задания аккуратно, видеть тоновые переходы гуашевой

— Хронологическая карта занятия

— Вопросы по теме занятия

— Практические задания по теме занятия.

-Объяснительно-иллюстративная беседа (одновременно с показом презентации).

— ФГОС СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно – прикладное искусство

и народные промыслы»;

— Рабочая учебная программа;

для преподавателя: компьютер, проектор, экран, видеопрезентация к уроку;

для студентов: бумага А3, карандаши, ластик, краски акварель и гуашь, кисти.

Ожидаемый результат: студенты научатся анализировать цветовые ассоциации и

усовершенствуют практические навыки в процессе выполнения творческого

Данное занятие способствует формированию следующих компетенций:

ОК 1- 9; ПК 1.1; 1.4; 1.5; 1 7.

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 2015

2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 2013

3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. Изд. АСТ «Астрель», 2014

4. Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению. М., 2014

5. Наливин Т.И. Практическое цветоведение. М., 2016

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

-отметить отсутствующих в

-проверить готовность к уроку

-Проверка домашнего задания.

— Поговорки о цвете

Тема занятия: «Восприятие

цвета и цветовые ассоциации»

-Постановка целей и задач.

-Цитата К. Петрова-Водкина

1. Анализ репродукции

В. Серов «Девочка с персикам

2. Анализ репродукции

Ф.А. Малявин «Вихрь»

3. Анализ репродукции

М.А. Врубель «Царевна-

-Три круглых объекта

знаний- диалог об

заданий и пути их выполнения

Творческий подход к

наиболее удачные работы,

провести анализ работ).

— Обобщить тему занятия

Задание на следующий урок

Основные компоненты урока:

— Отметить отсутствующих в групповом журнале.

— Проверить готовность к уроку

2. Актуализация опорных знаний

2.1 Проверка домашнего задания (выкраски гуашевых красок с растяжкой цвета)

— Расскажите, что вам известно о науке цветоведения?

— Перечислите основные признаки цвета.

— Кто из ученых разложил пучок света через стеклянную призму? (И. Ньютон)

— Поясните какие 7 цветов получил ученый И. Ньютон (цвета радуги: красный,

оранжевый, желтый, зеленый, синий (индиго-голубой), фиолетовый).

— Знаете ли вы поговорку, с помощью которой легко запомнить порядок цветов?

(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

— Скажите, а для чего вообще нужно изучать цвета? (Чтобы у художников не было

цветовых неточностей, чтобы зритель «поверил» в картину).

Ребята, я просила вас посмотреть пословицы, поговорки о цвете. Нашел кто-

нибудь такие высказывания, пожалуйста.

2.3 Поговорки о цвете:

1. Алый цвет мил на весь свет.

2. Весна красна цветами, а осень снопами.

3. Знать по цвету, что дело идет к лету.

4. Люди рады лету, а пчела – цвету.

5. Нет цветов – нет уюта.

6. На вкус, на цвет товарища нет.

Я хочу обратить ваше внимание на последнюю пословицу: «На вкус, на цвет

товарищей нет», о чем она говорит, как вы ее понимаете?

Одному более красивым кажется цвет голубой, другому – зеленый. Ни это ли

свидетельствует о субъективности нашего восприятия цвета? Бесспорно, отношение к

субъективно. Каждому из нас нравятся одни оттенки, какие-то из них не нравятся, а к

некоторым мы совсем равнодушны.

3.Объяснение нового материала

СЛАЙД 1. Тема урока «Восприятие цвета и цветовые ассоциации

— постановка цели и задач урока;

— работа в тетради — запись темы урока.

Слайд 2. «Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с

другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть

воздействие цвета на человека через чувство зрения». К. Петров-Водкин

— Кто знает, кто такой Кузьма. Петров-Водкин? (Художник революции, живописец)

3.1. Вступительная беседа

цвета. Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные

однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое.… Или все зеленое, или все

голубое, или все красное?! Как вам такой вариант? Не нравится, а почему? Какая

унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в

нашей жизни значит цвет! Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным, каким

мы привыкли его видеть.

СЛАЙД 3. Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками» 1887.

— А кому-нибудь знакома эта картина?

— Я обращаю ваше внимание на цветовое решение.

Студент: На картине изображена юная Веруша Мамонтова, ей было 12 лет-старшая

дочь богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Девочка нарисована с

темными выразительными глазами со смуглой кожей в светлой кофточке, украшенной

нарядным бантом. В руках у нее находится персик, рядом с ней на поверхности стола

листья клена, нож и персики. Комната наполнена солнечными лучами.

— Если бы мы не видели цветную репродукцию картины, то нам трудно судить о

цвете вообще. Каждый из вас мог представить другие цвета и оттенки – может надо

ярче выделить те же персики, кленовые листья, больше зелени за окном.

— А теперь перед вами следующая картина.

СЛАЙД 4. Филипп Андреевич Малявин «Вихрь» 1906.

— Я вам предлагаю внимательно посмотреть картину и увидеть девушек, сколько их,

почему название «Вихрь»?

цветастые юбки, передники, надул парусами рукава, а девчата рады ветру — хохочат и

Читать еще:  Способы оптимизации проектных затрат

танцуют. Кажется, что героини былин чудесным образом ожили на его картине.

Красочная гамма картины звонкая, кричащая, яркая. Полотно залил, разгулялся на

Влияние цвета и ассоциаций в дизайне

12 мин.

985

Некоторые люди привыкли думать о дизайне как о творческой работе, но чувства прекрасного и вдохновения бывает явно недостаточно. Для эффективной и продуктивной работы дизайнеры должны обладать определёнными знаниями и навыками из отдельных дисциплин. Психология — один из базовых предметов, который помогает дизайнерам понять пользователей.

Дизайн, ориентированный на пользователя, заставляет пересматривать подход к работе и понимать целевую аудиторию на самых низких уровнях. Дональд А. Норман в своей книге «Дизайн привычных вещей» определяет дизайн как акт коммуникации, означающий глубокое понимание человека, с которым взаимодействует дизайнер. Чтобы качественнее отвечать человеческим потребностям, дизайнерам рекомендуют держать в голове психологические принципы человеческого поведения, стремлений и мотивов.

Применение психологии в креативном процессе лучшим образом скажется на результате работы: наука далеко продвинулась в понимании целевой аудитории. Знание психологии помогает создать дизайн, который приводит пользователя к целевому действию.

Подход к улучшению дизайна через психологию может показаться сложным, из-за чего многие игнорируют эту часть исследования и анализа. Однако не нужно быть доктором психологических наук, чтобы эффективно использовать принципы этой науки в своей работе.

Достаточно учитывать базовые подходы психологии, которые прослеживаются в сегодняшнем дизайне. Основываясь на нашем опыте и проведённых исследованиях, мы собрали шесть эффективных принципов психологии, которые часто применяются в дизайне.

Принципы гештальта

Теории гештальта более ста лет, но она актуальна по сей день. Слово «gestalt» означает «личность, форма, образ». Применительно к дизайну теория исследует визуальное восприятие пользователем отношения элементов между собой. Иначе говоря, теория объясняет стремление людей объединить визуальные элементы в группы. Принципы формирования этих групп включают сходство, продолжение, замкнутость, близость, фигуры и фон.

Если пользователь видит объекты, которые хоть в чем-то похожи друг на друга, он может автоматически воспринимать их как отдельные элементы группы. Сходство между объектами обычно определяется формой, размерами, цветом, текстурой или значением. Пользователь чувствует связь между элементами дизайна.

Продолжение

Принцип, согласно которому человеческий глаз естественно движется от одного объекта к другому. Часто это достигается путём создания волнообразных линий, позволяющих глазу двигаться с линией.

Замкнутость

Техника, основанная на тенденции человеческого глаза видеть замкнутые объекты. Работает там, где объект неполный, но пользователь достраивает пропущенные части.

Когда объекты расположены в непосредственной близости, глаз воспринимает их больше как группу, чем по отдельности, даже если они не похожи внешне.

Фигура и фон

Этот принцип демонстрирует склонность глаза отделять объект от фона. Есть много примеров изображений, которые представляются с двух разных точек зрения в зависимости от того, на чем фокусируется глаз — на объекте или на фоне.

Принципы гештальта на практике подтверждают, что наш мозг играет с нами, поэтому дизайнеры должны учитывать этот факт во время работы, чтобы исключить возможность недопониманий.

Висцеральные реакции

Вы когда-нибудь влюблялись в сайт с первого клика? Или, наоборот, приложение вызывало отвращение лишь при беглом взгляде на него? Если да, то вы уже знаете, что такое висцеральные реакции. Такой тип реакций идёт из части мозга, называемой «подкоркой», которая ответственна за инстинкты и реагирует гораздо быстрее нашего сознания. Висцеральные реакции уходят корнями в нашу ДНК и могут быть легко предсказаны.

Как дизайнеры используют это знание? Они нацеливаются на создание положительных эстетических впечатлений от дизайна. Зная целевую аудиторию и её потребности, легко догадаться, что выглядит для неё привлекательно, а что нет. Так что использование красивых фотографий в высоком разрешении или ярких, красочных изображений на лендингах, сайтах, других веб-продуктах и приложениях — не случайность.

Психология цвета

Мы коснёмся науки, изучающей влияние цветов на человеческий разум, поведение и реакции, — психологии цвета. Психология цвета изучает влияние цветов на восприятие пользователей, а влияние это немалое. Поэтому дизайнеры должны выбирать цвет осознанно, чтобы их работа передавала нужное сообщение и настроение.

Вот список базовых цветов и значений, которые обычно с ними ассоциируются:

  • ​Красный. Этот цвет связан со страстью, силой и агрессией. Он символизирует как хорошие, так и плохие чувства, включая любовь, уверенность, страсть и гнев.
  • Оранжевый. Энергичный и тёплый цвет, дающий волнующее чувство, возбуждение.
  • Жёлтый. Цвет счастья. Символизирует солнечный свет, радость и тепло.
  • Зеленый. Цвет природы. Приносит спокойствие и чувство обновления. Также может указывать на неопытность.
  • Синий. Часто представлен в корпоративных образах. Обычно передаёт спокойствие, но как холодный цвет также ассоциируется с отстранённостью и грустью.
  • Фиолетовый. Давно соотносится с царственностью и богатством, так как многие короли носили фиолетовую одежду. Это также цвет загадочности и магии.
  • Чёрный. У этого цвета огромное количество значений. Он ассоциируется с трагедией и смертью, указывает на загадочность, может быть традиционным или современным — всё зависит от того, как его применить и какие цвета идут вместе с ним.
  • Белый. Этот цвет может означать как чистоту и невинность, так и завершённость и ясность.

Паттерны распознавания

Вы, должно быть, замечали, что сайты и приложения, объединённые одной темой, обычно имеют схожие паттерны в дизайне. Причина кроется в психологии пользователей. Люди, посещающие сайт или использующие приложение, ожидают видеть то, что ассоциируется с продуктом или определяет его.

Например, на сайте барбершопа пользователи не ожидают увидеть яркие цвета, картинки с котиками или что-нибудь в этом роде — всё это не располагает к доверию.

Однако важны не только цвета и изображения. Некоторые очевидные и обычные вещи, такие как список публикаций на главной странице в блоге или фильтры на ecommerce-сайте, важны для удачной навигации. Пользователи быстро привыкают к вещам, и их отсутствие причиняет им дискомфорт.

Паттерны просмотра

Перед прочтением контента с веб-страниц люди бегло просматривают их, чтобы понять, интересны они им или нет. Согласно различным исследованиям, включая публикации Norman Nielsen Group, UXPin и других, есть несколько популярных паттернов просмотра, среди которых F- и Z-паттерны.

F-паттерн

  • взгляд пользователя движется из левого верхнего угла, как при Z-паттерне
  • пользователь читает первую строчку текста (или заголовок)
  • сканирует вниз по левой стороне колонки, пока не наткнется на что-то интересное
  • читает интересную информацию более внимательно
  • продолжает сканировать вниз.

Если повторять этот процесс снова и снова, тепловая карта будет выглядеть как буква “F” или “E”, отсюда и название.

F-паттерн — самый частый паттерн просмотра страниц, особенно когда дело касается страниц с большим количеством контента. Сначала пользователь сканирует горизонтальную линию на самом верху страницы, потом двигается ниже и читает горизонтальную линию, которая обычно покрывает меньшую площадь. И последнее — это вертикальная линия с левой стороны, на которой пользователи ищут ключевые слова или первые предложения абзацев. Обычно это относится к нагруженным текстом страницам, таким как блоги, новостные сайты, тематические издания и другим.

Z-паттерн применяется к страницам, которые не так сконцентрированы на тексте. Сперва пользователь сканирует начало страницы, двигаясь от верхнего левого угла в поисках важной информации, затем — по диагонали вниз в противоположный угол, заканчивая горизонтальной линией внизу, снова слева направо. Это типичная модель просмотра лэндингов или сайтов, не нагруженных текстом и не предполагающих скроллинга страницы вниз, что означает, что основные данные видимы на зоне прескролла.

Зная эти закономерности, дизайнеры могут размещать элементы самым эффективным для восприятия образом и помогать пользователям совершать ожидаемые действия.

Сокращайте выбор

Практика показывает, что чем больше вариантов на выбор есть у пользователя, тем дольше они будут выбирать, и тем больше времени и энергии требуется для принятия решения о следующем шаге взаимодействия. В результате у пользователей может возникнуть неприятное чувство от дизайна или, в худшем случае, они не захотят прикладывать усилия и закроют страницу.

Поэтому дизайнерам рекомендуется сводить к минимуму любые опции, включая кнопки, картинки и страницы. Сокращая выбор, вы делаете юзабилити продукта эффективнее.

Психология — это эффективный инструмент дизайна, который делает процесс создания более продуктивным, а результат — более сфокусированным на пользователе.

Психология восприятия цвета объясняет, почему нам нравятся одни цвета, а другие бесят

То, как мы реагируем на тот или иной цвет, анализ этих реакций и ассоциаций помогают нам познать себя и определить свое отношение к окружающему миру. Любимый цвет тоже может многое рассказать о человеке. Именно поэтому темой цвета активно занимаются ведущие психологи и ученые, включая экспертов Pantone Color Institute — мирового авторитета в этой области.

AdMe.ru решил разобраться, как именно действуют на нас базовые цвета и их оттенки с точки зрения психологии и физиологии.

Красный цвет не бывает робким, каким бы ни был его оттенок. Теплый красный оттенок — страстный и романтичный. Холодный связывают со зрелостью, властью и авторитетом. Красный стимулирует аппетит, улучшает обоняние, обостряет вкус, он способен повышать сексуальную и гормональную активность. Исследования утверждают, что красный цвет оказывает на мозг возбуждающее воздействие.

Читать еще:  Свой частный детский сад: с чего начать?

Личность и красный. Красный предпочитают уверенные в себе, властные, активные люди, обладающие сильной энергетикой, смелостью, жаждой жизни. Любители красного цвета, как правило, экстраверты, им постоянно нужно решать новые и новые проблемы, задачи.

Люди, отвергающие красный цвет, испытывают нехватку жизненной энергии, и это их раздражает. Все это может быть следствием усталости, физической слабости, в отдельных случах даже сердечной недостаточности.

Розовый сочетает страсть с чистотой, он трогательный, с ним ассоциируется любовь и невинность. Светло-розовые тона воспринимаются как мягкие и нежные, романтичные. Исключение — яркие оттенки: фуксия, флокс. Их можно отнести к вызывающим, они настойчивы и более агрессивны, воспринимаются как энергичные, привлекающие внимание.

Наблюдения Александра Шаусса, доктора Американского института биологических исследований, показали, что розовый цвет может значительно уменьшать уровень человеческой агрессии, понижать кровяное давление, частоту пульса и сердцебиение. Его исследования были приняты на вооружение в одной из тюрем Сиэтла, где новоприбывших заключенных 15 минут держали в розовой камере, прежде чем отправить в основной блок. За это время и как минимум в дальнейшие полчаса заключенные не проявляли агрессии.

Личность и розовый. Люди, предпочитающие розовый, не такие энергичные, как любители красного, но это не значит, что им свойственна медлительность. В них сочетается и страсть, и чистота, они нежные, романтичные, мягкие, талантливые, но лишенные честолюбия. Любители розового крайне непостоянны.

Людей, которым не нравится розовый цвет, раздражает наивность и сладость, которую он транслирует. Они считают такие качества проявлением слабости, им не хватает той напористости, страсти, которая есть в красном.

В психологии Юнга желтый является символом интуиции. Как показали исследования, результаты которых доктор Макс Люшер опубликовал в своей книге, желтый цвет чаще всего ассоциируют с весельем, свободой, открытым выражением чувств, светом, самореализацией, он воспринимается как дружелюбный, энергичный и открытый. Это цвет для поднятия настроения.

Несмотря на то что желтый цвет ассоциируется с весельем, радостью и энергичностью, он может нести и обратное значение. Это касается зеленоватых и грязно-сернистых оттенков желтого, во многих культурах они связываются с обманом, изменой, чувством вины.

Личность и желтый. У любителей желтого оригинальное мышление, богатое воображение и отличная интуиция. У них сильно развито творческое начало. Ценители желтого заряжены оптимизмом и активностью, их притягивает все новое и необычное, они импульсивны и стремятся к радости. Это люди, которые умеют хранить чужие секреты. Они надежные друзья.

Как правило, желтый не любят реалисты, практичные люди, которые скептически относятся к новым идеям и предпочитают синицу в руках. Отрицание желтого цвета может говорить о том, что человек чувствует себя в отчуждении, его надежды и мечты рухнули.

В оранжевом объединились красный и желтый, поэтому этот цвет несет в себе характеристики, присущие им обоим. Оранжевый — единственный цвет, не имеющий холодных оттенков. Этот цвет ассоциативно прочно связан с самыми вкусными соками и фруктами.

Яркие оттенки оранжевого вызывают ассоциации с энергичностью, общительностью, весельем. Многие считают этот цвет кричащим и вульгарным. А вот глубокие коричневато-оранжевые тона выглядят более приемлемыми.

Оранжевый повышает аппетит, по этой причине его часто используют в дизайне упаковок продуктов. Он способен моментально привлекать внимание, вызывать радость, стимулировать активность, что делает его идеальным цветом для оформления ресторанов быстрого питания. Нежные оттенки оранжевого используют владельцы дорогих ресторанов.

Личность и оранжевый. Люди, которым нравится оранжевый цвет, большие энтузиасты, склонны к авантюрам, у них почти всегда хорошее настроение и регулярно возникают оригинальные идеи. Любители оранжевого одинаково хорошо умеют и работать, и отдыхать. Они упорны, настойчивы, любят находиться среди людей, легко идут на компромиссы, неагрессивны. Обаятельные, жизнерадостные поклонники оранжевого без проблем добиваются успеха в работе.

Те, кто не любит оранжевый, часто имеют репутацию нелюдимов, они избегают шумных компаний, не выставляют личное напоказ, трудно сходятся с людьми. Если находят друга, то на всю жизнь, а круг их знакомых состоит из небольшого количества близких людей.

Синий цвет воспринимается как комфортный, безопасный, надежный, успокаивающий. Он вызывает в людях ощущение гармонии, дарит чувство контроля и ответственности. В то же время переизбыток синего может вызвать меланхолию и легкую депрессию.

Синий оказывает успокоительное воздействие: снижается кровяное давление, уменьшается частота пульса и потливость. Из всей синей гаммы успокаивающим эффектом не обладают только самые яркие его оттенки.

Личность и синий. Любовь к синему цвету часто бывает фанатичной и на всю жизнь. Любители синего заслуживают доверия, на них можно положиться. За внешней уверенностью и холодностью часто скрывается уязвимость. Люди, которые любят синий цвет, ценят доверие, искренность, верность. У них повышенное чувство ответственности, они стремятся к совершенству и бывают чрезмерно требовательны.

Те, кто не любит синий цвет, обычно энергичные и беспокойные, не выносят рутину и монотонность. Они ищут разнообразие и терпеть не могут, когда на них ложится груз ответственности. Для таких людей синий цвет символизирует тоску и депрессию.

Зеленый цвет обладает широким диапазоном, поэтому может вызывать самые разнообразные ассоциации — позитивные и негативные. Возможно, это связано с тем, что человеческий глаз воспринимает больше всего именно зеленых тонов.

Зеленый у большинства ассоциируется с природой, зеленью листьев, это цвет леса, свежей мяты и лайма. Наименее популярный из семейства зеленых — грязный, желтовато-зеленый, сернистый оттенок, он вызывает чаще всего негативную реакцию, так как ассоциируется с тошнотой и плохим самочувствием.

Зеленый цвет успокаивает зрение, особенно после длительного контакта с красным. Поэтому униформа хирургов часто зеленая. Успокаивающе действует зеленый и на психику людей. Это хорошо известно владельцам казино — столы, как правило, покрыты зеленым сукном, что помогает снизить уровень возбудимости игроков.

Личность и зеленый. Чаще всего любители зеленого — стабильные, уравновешенные люди, добрые, щедрые, надежные, скрупулезные. Он ценят уважение и восхищение окружающих. Они предпочитают проверенные способы действий, их отличает высокий уровень интеллекта и способность быстро схватывать новые концепции.

Те же, кто не любит зеленый цвет, не очень общительные, неприветливые, они не любят выглядеть и поступать так, как это делает большинство. Таких людей редко можно увидеть на вечеринке, это не для них.

Фиолетовый

Фиолетовый — самый сложный и загадочный из всех цветов. В нем сочетается страсть красного и холодное спокойствие синего. От того, какой из этих цветов преобладает в составе фиолетового оттенка, зависит и настроение, которое он будет транслировать. Неудивительно, что фиолетовый цвет предпочитают художники, дизайнеры, артисты — творческие, эксцентричные люди.

Цветотерапевты утверждают, что фиолетовый свет помогает вылечить кашель, снизить кровяное давление и устранить проблему с бессонницей. Фиолетовый обладает неоднозначным психологическим смыслом, людям сложно воспринимать его оттенки. Это вызывает двойственное восприятие и реакцию на него.

Личность и фиолетовый. Как и сам фиолетовый цвет, его любители загадочны, обладают развитым творческим началом и очень восприимчивы к различного рода духовным идеям, мистике. Его предпочитают люди, считающие себя непохожими на других. Любители фиолетового щедры по своей натуре, бывают очень обаятельными, они остроумны, наблюдательны, но при этом им свойственны перепады настроения, тщеславие и повышенная чувствительность, скрытность.

Те, кто не любит фиолетовый цвет, испытывают потребность в искренности, честности, это открытые, справедливые люди, которые ждут от остальных такого же отношения.

Коричневый

Коричневый оказывает на разум человека глубокое психологическое воздействие. Даже те люди, которые утверждают, что не любят этот цвет, с легкостью окружают себя коричневой мебелью, делают деревянный пол и вполне комфортно чувствуют себя в окружении такого цвета. А все потому, что коричневый символизирует убежище и позволяет человеку ощутить себя в спокойствии и безопасности.

А еще у него непреодолимая ассоциативная связь с шоколадом и другими роскошными кондитерскими изделиями: пирожными, тортами, помадками.

Личность и коричневый. Любители коричневого цвета обладают чувством долга и ответственности. Они стабильные и надежные, верные друзья, понимающие, при этом решительные и готовые отстаивать свою точку зрения. Эти люди любят и ценят комфорт, простоту, гармонию, они привязаны к дому, для них важна безопасность. Беззаботность и спонтанность не свойственны любителям коричневого, но при этом они часто восстают против серости и обыденности. Теряя контроль над ситуацией, такие люди очень нервничают и испытывают стресс.

Те же, кто не любит коричневый, обожают фантазировать и ввязываться в рисковые ситуации, они щедры, остроумны и порывисты. Рутина, как и домоседы, сводит таких людей с ума.

В зависимости от оттенка серый может символизировать отрешение и подавление чувств, быть элегантным и изысканным, скучным и нейтральным, спокойным и безопасным, символом долголетия и силы, интеллекта. Серый служит отличным фоном для ярких, сочных цветов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector