Содержание

Как исправить ошибки в налоговой отчетности

Исправляем ошибки в бухгалтерском учете и отчетности

Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности производится в зависимости от их характера и момента выявления. Рассмотрим порядок исправления ошибок бухгалтерского учета.

Согласно законодательству ошибками в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — отчетность) организации (п. 2 ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н (далее — ПБУ 22/2010)) признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности, обусловленное, в частности:

  • неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • неправильным применением организацией своей учетной политики;
  • неточностями в вычислениях;
  • неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
  • неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания отчетности;
  • недобросовестными действиями должностных лиц организации.

Не являются ошибками в бухгалтерском учете и отчетности неточности или пропуски, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна на момент отражения (неотражения) фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010). Правила ПБУ 22/2010 в данном случае не применяются, а выявленные в текущем периоде доходы (расходы) прошлых лет, которые не нашли своего отражения в учете по объективным причинам (не вследствие ошибки), вносят записями периода их обнаружения, при этом не нужно корректировать бухгалтерские записи прошлых периодов.

Факторы исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

На порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности влияют два фактора:

  • характер ошибки (существенная или несущественная);
  • момент выявления ошибки (до или после окончания отчетного периода).

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе отчетности этого периода (п. 3 ПБУ 22/2010).

Напомним, отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год (ч. 3 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)), то есть период с 1 января по 31 декабря. Исключение составляют случаи создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ).

Первым отчетным годом для вновь созданной коммерческой некредитной организации является период с даты государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно (ч. 2 ст. 15 Закона № 402-ФЗ). Если же государственная регистрация произведена после 30 сентября, то первым отчетным годом, как правило, является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом регистрации, включительно (ч. 3 ст. 15 Закона № 402-ФЗ).

Организация самостоятельно определяет уровень существенности ошибки исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).

При этом следует принимать во внимание влияние ошибки на все показатели, представленные в отчетности за период, в котором она была выявлена (в том числе показатели отчетного года и сравнительные показатели всех представленных в отчетности предыдущих периодов) ( п. 3 ПБУ 22/2010; письмо Минфина России от 24.01.2011 № 07-02-18/01).

Критерий оценки ошибки для признания ее существенной организации необходимо закрепить в учетной политике. Можно установить как общий критерий существенности, так и индивидуальные критерии для отдельных (наиболее значимых для организации) статей баланса.

Одним из вариантов определения существенности ошибки может быть установление определенного процентного отношения величины искаженной статьи бухгалтерского баланса к группе статей (итогу по разделу) баланса или сумме (итогу) всех составляющих счетов баланса (валюте баланса).

В таблице ниже приведен порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от рассмотренных выше факторов.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и отчетности

Оформление исправления ошибок бухгалтерского учета и отчетности

Исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета должны содержать (ч. 8 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):

  • дату исправления;
  • подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра и санкционирующих внесение исправлений (с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации).

Оформление исправления ошибки производится бухгалтерской справкой (ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ), в которой должны быть отражены все необходимые записи (исправительные, дополнительные проводки, события, явившиеся причиной ошибки, и др.). Справку составляют на основании документов, подтверждающих вновь выявленные обстоятельства или наличие ошибки, в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

В зависимости от ситуации исправления могут быть внесены:

  • путем сторнирования (например, в случаях необоснованных записей в учете, завышения сумм по операциям и т.п.);
  • путем внесения дополнительных проводок в случае доначисления не учтенных ранее сумм.

Информация о существенных ошибках бухгалтерского учета предшествующих отчетных периодов, исправленных в текущем, в обязательном порядке должна быть раскрыта в пояснениях к годовой отчетности (п. 15 ПБУ 22/2010). В пояснениях приводят сведения:

  • о характере ошибки;
  • о сумме корректировки по каждой статье отчетности (по каждому предшествующему отчетному периоду в той степени, в которой это практически осуществимо);
  • о сумме корректировки по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию (если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию);
  • о сумме корректировки вступительного сальдо самого раннего из представленных отчетных периодов.

Если определить влияние существенной ошибки бухгалтерского учета на один или более предшествующих отчетных периодов, представленных в отчетности, невозможно, то в пояснениях необходимо раскрыть причины этого, а также привести описание способа отражения исправления существенной ошибки и указать период, начиная с которого внесены исправления (п. 16 ПБУ 22/2010).

Ошибки бухгалтерского учета и отчетности: исправительные проводки

В бухгалтерском учете прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, отражают в составе прочих доходов по кредиту счета 91 субсчет «Прочие доходы» на дату ее выявления (пп. 8, 16 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражают в составе прочих расходов по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» на дату их выявления (п. 12 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Согласно Положению № 34н (п. 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) такие доходы и расходы относятся на финансовый результат организации отчетного года, в котором они были выявлены.

В форме отчета о финансовых результатах прочие доходы отражают по строке 2340 «Прочие доходы». Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, отражают по строке 2350 «Прочие расходы».

Если записями текущего года исправлена существенная ошибка предыдущего периода, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности, то сумму выявленного дохода (убытка) в отчете о финансовых результатах не указывают, а изменяют величину нераспределенной прибыли (строка 1370 бухгалтерского баланса) (п. 9 ПБУ 22/2010).

Ольга Волкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Налоговые последствия и ответственность за исправление ошибок

Внесение исправлений в данные бухгалтерского учета может привести к необходимости корректировать показатели налоговой отчетности и возникновению дополнительных налоговых обязательств. Поэтому следует своевременно внести соответствующие изменения в налоговые декларации и произвести расчеты с налоговыми органами во избежание негативных для организации налоговых последствий. Порядок исправления ошибок в налоговых декларациях и представления исправленных данных в налоговые органы установлен ст. 54 и 81 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с установленными правилами исправление ошибок, допущенных при осуществлении налоговых расчетов, производится путем представления в налоговый орган уточненных налоговых деклараций за те периоды, в которых допущена ошибка. Исправление ошибки в налоговой отчетности в том периоде, когда она была обнаружена, допускается только если невозможно определить период совершения ошибки.

Для отражения изменений в налоговой отчетности после обнаружения ошибок и внесения соответствующих исправлений в бухгалтерский учет необходимо:

  • — заполнить уточненную налоговую декларацию;
  • — составить сопроводительное письмо к этой декларации;
  • — представить уточненную декларацию и сопроводительное письмо в налоговый орган;
  • — уплатить налог, если после внесения изменений возникло дополнительное налоговое обязательство.

Сроки представления уточненных налоговых деклараций и осуществления дополнительных налоговых платежей не регламентированы. Тем не менее в интересах организации как можно раньше произвести необходимые корректировки налоговых расчетов и платежи в бюджет, что позволит снизить сумму пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, а также избежать риска применения штрафных санкций за нарушения налоговых обязательств.

Пример 3. В январе предприятие оплатило услуги сторонней организации в размере 59000 руб., включая НДС — 9000 руб. При отражении указанных расходов в бухгалтерском учете сумма НДС выделена не была. В марте стоимость услуг списана на себестоимость реализации продукции (работ, услуг). Ошибка обнаружена в мае текущего года. В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:

  • — на дату подписания акта приемки-сдачи: Дт 20 — Кт 60 — 59000 руб. — отражена стоимость услуг в составе производственных затрат предприятия;
  • — на дату оплаты услуг: А 60 — Кт 51 — 59000 руб. — перечислены средства за оказанные услуги;
  • — на дату отнесения затрат на себестоимость: Дт 90 — Кт 20 — 59000 руб. — отражена стоимость услуг в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

На дату обнаружения ошибки (май) в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие исправительные записи:

  • — Дт 20 — Кт 60 — 59000 руб. — сторнирована ошибочная проводка при отражении в бухгалтерском учете стоимости услуг;
  • — Дт 20 — Кт 60 — 50000 руб. — сделана исправительная запись на стоимость услуг;
  • — Дт 19 — Кт 60 — 9000 руб. — сделана исправительная запись на сумму НДС со стоимости услуг;
  • — Дт 68 — Кт 60 — 9000 руб. — сделана исправительная запись на сумму принятого к зачету НДС по оплаченным услугам;
  • — Дт 90 — Кт 20 — 9000 руб. — сторнирована излишне отнесенная на себестоимость продукции (работ, услуг) сумма в части НДС по услугам сторонней организации;
  • — Дт 99 — Кт 68 — 2160 руб. — дополнительно начислена сумма налога на прибыль, причитающегося к уплате в бюджет после внесения исправлений (9000 руб. * 24%).

С учетом внесенных исправлений предприятию необходимо представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации:

  • — в январе — по НДС на сумму налогового вычета в размере 9000 руб.;
  • — в марте — по налогу на прибыль за I квартал на сумму, увеличивающую налоговую базу в размере 9000 руб.

Кроме того, подлежит к уплате дополнительно начисленная сумма налога на прибыль в размере 2160 руб.

Исправления данных бухгалтерского учета и отчетности производятся на основании бухгалтерской справки, в которой указываются:

  • — причина внесения изменений;
  • — операция, подлежащая уточнению;
  • — исправительные проводки;
  • — дата исправительных записей и другие данные для обоснования исправительных записей.

Если внесенные изменения оказали существенное влияние на финансовые результаты деятельности организации и показатели бухгалтерской отчетности финансового года, в котором они были произведены, эти изменения необходимо отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

За допущенные в бухгалтерском учете ошибки организации и (или) их уполномоченные должностные лица могут быть привлечены к административной или налоговой ответственности.

Так, согласно статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 20 декабря 2001 г., №195-ФЗ) грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, наказывается административным штрафом, налагаемым на должностных лиц организации в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (исходя из базовой суммы в 100 руб., установленной Федеральным законом от 19 июня 2000 г., №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», сумма штрафа может составлять от 2000 до 3000 руб.). При этом для целей применения мер административной ответственности по грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, или же искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Таким образом, в порядке административной ответственности наказывается не любое, а только существенное нарушение правил ведения бухгалтерского учета.

Налоговая ответственность может наступить и за более «простые» нарушения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 120 НК РФ систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации, равно как и отсутствие первичных документов или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, отнесено к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что в обычном случае наказывается штрафом в размере 5000 рублей. Если приведенные деяния совершены в течение более одного налогового периода, штраф налагается уже в размере 15000 рублей, а если деяния повлекли занижение налоговой базы, то штраф подлежит взысканию в размере 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей. От того, в какие сроки организацией будут представлены исправительные декларации, зависит какая налоговая ответственность к ней может быть применена. Если соответствующее заявлении о дополнении (изменении) декларации представлено до истечения срока представления налоговой декларации, она считается представленной в день подачи такого заявления, и к налоговой ответственности организация привлечена быть не может.

В случае, когда заявлении о дополнении (изменении) налоговой декларации сделано после истечения срока подачи налоговой декларации, но до наступления срока уплаты налога, организация может быть освобождена от налоговой ответственности, если соответствующее заявление было сделано до момента, когда организация — налогоплательщик узнала об обнаружении ошибки в исчислении налога налоговым органом, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если же соответствующее заявление о дополнении (изменении) налоговой декларации сделано организацией после истечения сроков подачи декларации и уплаты налога, она освобождается от налоговой ответственности при условии, что такое заявление было сделано до момента, когда организация узнала об обнаружении налоговым органом ошибки в исчислении налога, либо о назначении выездной налоговой проверки, а сама организация до подачи заявления уплатила недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Если ошибки в исчислении налогов обнаружены в течение налогового периода, их исправления могут быть учтены при представлении декларации за следующий отчетный период. В частности, при неправильном исчислении налога на прибыль за 1-ый квартал отчетного года, допущенные ошибки могут быть учтены при представлении декларации за 2-ой, 3-ий или 4-ый кварталы того же года. В бюджетных учреждениях порядок исправления ошибок, обнаруженных в бухгалтерском учете, регулируется положениями пункта 17 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г., №107н.

Обнаруженная ошибка за соответствующий отчетный период до момента представления бухгалтерской отчетности, не требующая изменения данных регистра бухгалтерского учета, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно здесь же на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка «Исправлено».

Если ошибка выявлена до момента представления бухгалтерского баланса, и ее исправление требует внесения изменений в данные соответствующего регистра бухгалтерского учета, она исправляется дополнительным мемориальным ордером (то есть совершаются дополнительные записи по счетам бухгалтерского учета, которые должны найти свое отражение в мемориальном ордере) или же способом «Красное сторно». Дополнительные записи по исправлению ошибок оформляются бухгалтерской справкой (типовая форма 433, утвержденная приказом Минфина России №107н), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, а также отражается обоснование внесения исправления. На основании указанной справки составляется дополнительный мемориальный ордер (форма 274).

В таком же порядке путем совершения дополнительных записей в бухгалтерском учете исправляются ошибки, приходящиеся на тот отчетный период, за который годовая бухгалтерская отчетность уже представлена.

Такой же порядок исправления ошибок бухгалтерского учета определен в пункте 4 новой Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 26 августа 2004 г., №70н), положения которой должны применяться бюджетными учреждениями с 2005 года.

Перейти на новую Инструкцию учреждения должны по мере организационно-технической готовности органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также самих бюджетных учреждений, но не позднее 1 октября 2005 года.

Исправление ошибок в налоговом учете и отчетности

На практике нередки ситуации, когда после закрытия периода и сдачи отчетности выясняется, что были допущены ошибки при отражении хозяйственных операций. Статья предлагает к рассмотрению правила исправления ошибок в налоговом учете и отчетности. Налоговый Кодекс РФ не дает разъяснений, что относится к ошибкам для целей налогообложения.

Поэтому в данном случае можно говорить про неправильное применение норм законодательства, неверные расчеты, а также отсутствие первичных документов в периоде осуществления расходов (Письмо Минфина России от 27.06.2016 N 03-03-06/1/37152). Налоговое законодательство не позволяет разделить ошибки на существенные и несущественные, следовательно, любые ошибки, допущенные в налоговом учете, надо исправлять в налоговых регистрах. Нормы статья 120 Налогового кодекса РФ допускают применение штрафных санкций за систематическое несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета хозяйственных операций. Это означает, что за две и более ошибки, допущенные в налоговом регистре в течение календарного года, налоговый инспектор может оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. (пп. 1,3 ст. 120 НК РФ). Штраф вырастет до 30 000 рублей, если подобные нарушения будут обнаружены в нескольких налоговых периодах (п. 2 ст. 120 НК РФ).

Прежде чем исправлять ошибки, нужно определить период, в котором это можно сделать. Выбрать можно один из двух вариантов: – пересчитать налоговую базу за период совершения ошибки и представить уточненную декларацию; – внести исправления в текущем периоде, когда обнаружена ошибка. Согласно общему правилу, закрепленному в абзаце 2 п. 1 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок, относящихся к прошлым налоговым или отчетным периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Если обнаруженная ошибка привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ). В свою очередь, абзац 3 п.1 ст. 54 НК РФ четко определяет ситуации, при которых можно исправить ошибку в периоде ее выявления: – если определить период совершения ошибки невозможно; – если допущенная ранее ошибка привела к излишней уплате налога в бюджет. Безусловно, исправлять ошибки в периоде их обнаружения выгодно налогоплательщику, так как это избавляет его от необходимости представления уточненной декларации, которая может послужить поводом для проведения дополнительных контрольных мероприятий со стороны налоговых органов. Как показывает практика, использование данного варианта налоговыми органами не приветствуется, нередко возникают разногласия между организациями и проверяющими. Однако суды встают на сторону налогоплательщиков, если выполнены нормы Налогового кодекса РФ (Постановления ФАС Московского Округа от 09.07.2014 N Ф05-7080/2014, 20.06.2014 N Ф05-6024/2014, АС Западно-Сибирского Округа от 20.07.2015 N Ф04-21208/2015, АС Северо-Западного Округа от 19.06.2015 N Ф07-3463/2015, АС Восточно-Сибирского округа от 25.08.2016 N Ф02-4175/2016). В 2015 году Конституционный Суд РФ вынес Определение от 21.05.2015г. N 1096-О. Коллегия судей не усмотрела в абзаце 3 п.1 ст. 54 НК РФ противоречий Конституции РФ.

Минфин России по возможности старается ограничить количество исправлений, осуществляемых в соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ, давая разъяснения по применению данной нормы (Письма Минфина России от 07.05.2010 N 03-02- 07/1-225, 07.12.2012 N 03-03-06/2/127, от 22.09.2014 N 03-03- 06/1/47331, от 22.07.2015 N 03-02-07/1/42067, от 13.04.2016 N 03- 03-06/2/21034). Обобщение писем Минфина России позволяет сделать выводы, что при обнаружении ошибки, допущенной в прошлом периоде, необходимо подавать уточненную декларацию в следующих случаях: – если ошибка привела к занижению налога на прибыль или налога при упрощенной системе налогообложения, исчисленного к уплате по декларации; – если ошибка совершена в периоде, когда был получен убыток. Суды поддерживают такой подход (Постановления ФАС Восточно-Сибирского Округа от 25.06.2014 по делу N А33- 19216/2013, от 07.04.2014 по делу N А78-7833/2013, ФАС Московского Округа от 04.02.2013 по делу N А40-8920/11-116-23); – если в результате ошибки в прошедшем периоде были занижены расходы, а в текущем периоде получен убыток; – если ошибка в расчете налоговой базы по налогу при упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» допущена в декларации, по которой уплачен минимальный налог, а ошибка привела к занижению расходов.

По мнению контролирующих органов, любая ошибка, связанная с применением вычета НДС, исправляется только в периоде ее совершения (Письмо Минфина от 25.08.2010 N 03-07- 11/363). Это обусловлено тем, что ст. 54 НК РФ применима при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, а налоговые вычеты, в свою очередь, уменьшают не налоговую базу, а исчисленную сумму налога. К аналогичному выводу пришел Верховный Суд РФ в Определениях от 28.08.2014 по делу N 306- ЭС14-631, А55-15433/2013, от 28.08.2014 по делу N 306-ЭС14-374, А55-15154/2013. Но если ошибки в определении НДС уплате не касаются вычета налога, то применение абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ вполне законно, на что указывают суды (Постановление АС Московского Округа от 10.03.2016 N Ф05-1387/2016 по делу N А40-108415/2015). Кроме перечисленных требований финансисты, со ссылкой на ст. 78 НК РФ, настаивают на том, что положения статьи 54 НК РФ должны применяться с учетом трехлетнего ограничения (Письма Минфина России от 07.12.2012 N 03-03-06/2/127, от 13.04.2016 N 03-03-06/2/21034). Однако суды зачастую не разделяют мнение контролирующих органов и строго руководствуются нормами законодательства (Постановления ФАС Московского Округа от 13.02.2014 N Ф05-17548/2013; АС Западно- Сибирского от 20.07.2015 N А81-4348/2014, Определение ВС РФ от 17.11.2015 N 304-КГ15-14256). Соответственно, в текущем периоде можно без опасений исправить ошибки, обнаруженные за прошлые периоды, если: – в результате совершения ошибки произошла переплата по налогу за прошлый период; – в периоде совершения ошибки была сформирована налоговая база и уплачен корректируемый налог; – налоговая база по данному налогу за текущий период не равна нулю (отсутствует убыток); – ошибки не касались вычета НДС;

— с момента совершения ошибки прошло не более трех лет. В заключение следует отметить, что в бухгалтерском учете применяется совершенно иной подход к выявлению и классификации ошибок и исправлять их следует по правилам, предусмотренным ПБУ 22/2010, утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

Агро Корзина

Материалы аграрной тематики

Главное меню

Навигация по записям

Налоговая отчетность: варианты исправления ошибок

В данной статье дано разъяснение по исправлению ошибок и представлены варианты их исправления в налоговой отчетности.

Поскольку контролирующие органы наибольшее внимание при проверках уделяют именно налоговой отчетности, налогоплательщики должны как можно тщательнее относиться к ее заполнению и минимизировать ошибки, допущенные ранее.

Рассмотрим самые распространенные (стандартные) ошибки и способы их исправления. Относительно срока давности таких ошибок есть ограничение: исправлять их можно только в пределах срока исковой давности – на протяжении 1095 дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, корректируемой в соответствии с статьей 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 20.12.2000 г. № 2181-III (далее – Закон № 2181).

Порядок и условия самостоятельного исправления ошибок, допущенных налогоплательщиками в налоговых отчетах, регламентирует Закон № 2181. Однако эти предписания распространяются лишь на документы налоговой отчетности, которые отвечают определению «налоговая декларация, расчет» (далее – декларация).

Основные отчетные документы по абсолютному большинству налогов отвечают признакам декларации.

Исправление ошибок в декларациях по общегосударственным и местным налогам

Ошибку, выявленную в налоговой отчетности, можно исправить:

– подав новую декларацию с исправленными показателями вместо тех, в которых допущена ошибка (ч. 2 п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181) – этот вариант пригоден в случае, если ошибка выявлена до окончания предельного срока представления налоговой декларации за отчетный период;

– подав уточняющую декларацию (пп. «а» ч. 1 п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181);

– отобразив ошибки в очередной декларации по соответствующему налогу (сбору), которая будет подана за следующий налоговый период (пп. «б» ч. 1 п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181).

(Два последних варианта используют после граничного срока представления декларации за тот период, в котором выявлена ошибка).

Рассмотрим эти способы более детально.

Представление новой отчетной декларации

Новая декларация подается не в дополнение к ошибочной, а на ее замену о наступления предельного срока представления декларации за соответствующий период, поэтому она является отчетной, а не уточняющей, и штрафы, в соответствии с этим, не насчитываются. По форме она такая же, как и отчетная декларация, содержащая ошибку. В шапке декларации проставляется соответствующая отметка в графе, например, «Отчетная новая», «Новый отчетный расчет» и тому подобное. Количество таких деклараций в пределах граничного срока не ограничено, но налоговый орган будет учитывать лишь одну – последнюю, которая будет контролироваться на предмет правильности определения налогового обязательства в ней и своевременности его погашения. Предыдущие декларации плательщику не возвращаются.

Представление уточняющей декларации

По окончании граничного срока представления налоговой декларации в любой момент в течение налогового периода возможно подать уточняющую декларацию. При заполнении соответствующих ее строк суммы, которые не были учтены в декларации того отчетного периода, за который исправляются ошибки, в уточняющей отображаются со знаком «+», а излишне учтенные суммы – со знаком «–». Но при этом нужно начислить 5 процентов штрафа на сумму занижения налогового обязательства, оплатить штраф и недоимку до представления уточняющей декларации (пп. «а» ч. 1 п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181). Представление уточняющей декларации целесообразно, в частности, если налогоплательщик ожидает документальной проверки налоговым органом, которая может состояться к моменту представления очередной декларации с учетом исправлений. Кроме того, только путем представления уточняющей декларации можно исправить некоторые виды ошибок (например, по налогу на прибыль относительно занижения (завышения) суммы амортизации).

Такая декларация имеет статус полноценной налоговой, и ее показатели отображаются в лицевом счете налогоплательщика. Поэтому декларация отчетного периода заполняется так, будто ошибок в предыдущих периодах не было.

Исправление ошибки в составе очередной декларации за какой-либо следующий налоговый период

В случае выявления ошибки налогоплательщик должен уменьшить свои налоговые обязательства (если ошибка привела к завышению налоговых обязательств) или увеличить их (если ошибка привела к занижению налоговых обязательств) в составе очередной декларации за какой-либо следующий налоговый период. Причем в случае занижения налоговых обязательств одновременно насчитывается 5-процентный штраф. В этом случае сумму недоимки и штрафа разрешается оплатить на протяжении предельных сроков, установленных для уплаты обязательства текущей декларации.

Штрафные санкции: условия начисления

При условии выявления плательщиком налогов ошибки, которая привела к занижению его налоговых обязательств, ее следует исправить до начала проверки налоговым органом налогоплательщика (плановой, внеплановой). В этом случае к предприятию не могут быть применены никакие финансовые санкции, связанные с занижением налоговых обязательств (кроме штрафа, предусмотренного в пп. 17.1.9 ст. 17 Закона № 2181 – если осуществлялась продажа товаров без предварительного начисления и уплаты налога), не может насчитываться пеня, а к его должностным лицам не могут быть применены административные штрафы.

Если предприятие исправит самостоятельно выявленные ошибки после начала его проверки налоговым органом, то освобождения от применения санкций не будет. И налоговики будут иметь право в полной мере применять финансовые и административные штрафы. Дата начала проверки указывается в направлении, которое налоговики должны предъявить до налоговой проверки на предприятии.

Несмотря на то, что налогоплательщики согласно действующему законодательству правомочны самостоятельно задекларировать ошибку, в результате которой было занижено налоговое обязательство, им не удается избежать применения финансовых и штрафных санкций. В соответствии с п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181 в случае выявления занижения налогового обязательства (недоимки) и при его последующем декларировании налогоплательщик обязан самостоятельно начислить себе и оплатить штраф в размере 5 процентов суммы недоимки. Однако этот штраф насчитывается исключительно при исправлении ошибок, которые привели к занижению налоговых обязательств, и не должен насчитываться, если ошибка не связана с занижением налогового обязательства.

Если сумма выявленного налогового обязательства и самостоятельно начисленного штрафа после его декларирования не погашена плательщиком в установленные законом сроки (что зависит от избранного способа исправления допущенных ошибок в налоговой отчетности), то она признается суммой налогового долга налогоплательщика и будет взыскана в общем порядке, установленном для взыскания налогового долга.

Формы уточняющих налоговых деклараций (расчетов), утвержденные соответствующими приказами ДПА Украины, предусматривают строки для декларирования плательщиками налогов сумм недоимки и штрафа в размере 5 процентов от суммы недоимки. Однако иногда в декларациях вместо 5-процентной ставки указана 10-процентная ставка штрафа (в частности, в расчете сумм налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, в формах расчетов по ресурсным и рентным платежам). Такая ставка действовала раньше, однако упомянутые формы до сих пор еще не приведены в соответствие с действующим законодательством. Заполняя такие строки, нужно исходить из 5-процентного размера штрафа.

Сравним: штрафная санкция за занижение налоговых обязательств в декларации, выявленная в результате документальной проверки (пп. 17.1.3 ст. 17 Закона № 2181), составляет 10 процентов суммы недоимки, причем не единоразово, а за каждый налоговый период ее существования (но не более 50 процентов такой суммы и не менее 10 необлагаемых минимумов доходов граждан совокупно за весь срок недоимки, независимо от количества минувших налоговых периодов). При этом суммы задекларированных завышенных сумм налоговых обязательств не учитываются в уменьшение сумм заниженных налоговых обязательств.

Для отображения суммы штрафа, начисление которого предусмотрено п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181, как в налоговых декларациях, так и в уточняющих расчетах предусмотрены отдельные строки.

Вместе с тем, стоит отметить, что при самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств административные штрафы не налагаются (п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181).

Достаточно распространенной является и ситуация, когда плательщик занизил налоговое обязательство в декларации и выявил это к окончанию предельного срока не представления декларации, а срока уплаты за ней. В таком случае необходимо самостоятельно начислить штраф в размере 5 процентов, ведь несмотря на то, что срок уплаты еще не наступил, налоговое обязательство в декларации уже было занижено, и исправить это занижение представлением новой декларации без штрафов невозможно, поскольку новую декларацию можно подавать только к окончанию предельного срока представления декларации за этот же период. Поэтому исправление осуществляется в общем порядке, предусмотренном в п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181, то есть с уплатой 5-процентного штрафа от заниженной суммы.

Ошибки в оформлении налоговой отчетности

Является непринятой в соответствии с требованиями Закона № 2181 и не считается налоговой декларацией отчетность:

– содержащая ошибки в заполнении обязательных реквизитов (в том числе ошибочный индивидуальный налоговый номер плательщика);

– без обязательных дополнений;

– без предусмотренных формой отметок (в том числе о поданных дополнениях, отчетном периоде и периоде, за который исправляются ошибки);

– с незаполненным значением показателей (показатели, которые не заполняются из-за отсутствия операций, должны быть прочеркнуты);

– не подписана должностными лицами;

– не скреплена печатью;

– имеющая исправления, подчистки;

– заполненная при помощи средств, не обеспечивающих ее сохранность на протяжении установленного срока хранения отчетности;

– текст которой невозможно прочитать;

– поданная по иной форме чем действующая на момент представления документа.

В случае представления плательщиком отчетности с отмеченными недостатками работники органов государственной налоговой службы (далее – ГНС) предупреждают его о выявленных недостатках и о последствиях принятия органами ГНС такой налоговой отчетности и предлагают предоставить новую, оформленную должным образом. Если плательщик настаивает на принятии отчетности, то она должна быть принята, зарегистрирована и на экземпляре, который остается у плательщика, проставлен штамп «ПОЛУЧЕНО, предупреждено о возможности непризнания». В трехдневный срок со дня получения плательщику должно быть направлено сообщение о непризнании органом ДПС декларации как налоговой с указанием оснований и предложением предоставить новую, оформленную должным образом. В электронной базе органа ГНС эта декларация будет только зарегистрирована (без внесения показателей) и получит статус «К сведению».

По материалам журнала «Справочник экономиста».

Об общих ошибках в электронной отчетности, препятствующих ее приему налоговым органом

Если налоговый орган прислал уведомление об отказе в приеме файлов электронной отчетности, нужно устранить ошибки и направить отчетность повторно.

Практика показывает, что проблемы с отправкой отчетности возникают, как правило, из-за одних и тех же ошибок.

Отчетность по налогам и страховым взносам считается принятой, если налоговым органом отправлена квитанция о приеме, подписанная электронной подписью должностного лица налогового органа (как правило, руководителем налогового органа).

В противном случае направляется уведомление об отказе с указанием кода ошибки.

    К ошибкам, препятствующим приему отчетности в электронном виде, относятся:
  • 0200100000 — Структура имени файла не соответствует требованиям формата
  • 0300300000 — Структура файла не соответствует требованиям формата
  • 0400100001 — Не найден плательщик по ИНН и КПП или ИНН, представленному в файле
  • 0400200005 — Документ с указанным «Видом документа» и «Номером корректировки» уже зарегистрирован
  • 0500100000 — Значение элемента отсутствует в справочнике

0200100000 — Структура имени файла не соответствует требованиям формата

Проще говоря, название файла отчетности не соответствует установленным требованиям.

Название файла отчетности формируется из структурных элементов, схематично оно должно иметь вид:

R_T — префикс, обозначающий принадлежность информации файла к определенному виду. (Вид и тип информации представляются сочетанием символов (латинские буквы и цифры));

A — идентификатор получателя, которому направляется файл отчетности;

K — идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла отчетности;

    Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид:
  1. для организаций — девятнадцатиразрядный код (ИНН и КПП юридического лица);
  2. для физических лиц — двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, имеющего ИНН, при отсутствии ИНН — последовательность из двенадцати нулей);
  3. для налоговых органов — четырехразрядный код (код налогового органа).

O — идентификатор отправителя информации, имеет вид:

  1. для организаций идентификатор отправителя информации представляется в виде девятнадцатиразрядного кода (ИНН и КПП юридического лица);
  2. для физических лиц — двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, имеющего ИНН. При отсутствии ИНН — последовательность из двенадцати нулей);
  3. для налоговых органов — четырехразрядный код (код налогового органа ).

GGGG — год формирования передаваемого файла, MM — месяц, DD — день;

N — идентификационный уникальный номер файла. (Длина — от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла.)

Расширение имени файла должно быть xml .

Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Таким образом, ошибки в названии файла отчетности могут быть связаны и чаще всего так и происходит, с неправильным указанием ИНН/КПП отправителя, кода налогового органа как получателя.

0300300000 — Структура файла не соответствует требованиям формата

Данная ошибка очень часто возникает в том случае, если мы отправляем отчетность по старому формату.

То есть данная форма и формат были обновлены, а наша программа формирует файлы в старом формате по неактуальной форме.

Для исправления этой ошибки нам нужно обновить свою программу подготовки отчетности и тем самым обновятся формы и их форматы.

По этой же причине может возникнуть ошибка: «Файл не соответствует xsd-схеме», с кодом: 0300300001

После исправления ошибки необходимо отправить декларацию повторно как первичную.

0400100001 — Не найден плательщик по ИНН и КПП или ИНН, представленному в файле

Данная ошибка возникает в следующих случаях:

  1. неправильное указание данных налогоплательщика в налоговой отчетности;
  2. налогоплательщик снят с учета;
  3. сведения о налогоплательщике отсутствуют в базе ФНС России.

Для исправления данной ошибки нам необходимо в первую очередь проверить правильность указания налогового органа в который мы отправляем файл отчетности.

Не исключено, что нам придется связаться с налоговой инспекцией, чтобы уточнить там — не был ли налогоплательщик снят с учета или переведен в другую налоговую (в связи с реорганизацией) и проверить регистрацию его в базе ФНС России.

После исправления ошибки необходимо отправить декларацию повторно как первичную.

0400200005 — Документ с указанным «Видом документа» и «Номером корректировки» уже зарегистрирован

Тоже очень распространенная ошибка, связанная, как правило, с нашей невнимательностью, когда мы пытаемся отправить уже отправленный нами ранее отчет.

Или когда при формировании уточненного файла отчетности мы забываем изменить статус отчета с «первичного» на «корректирующий».

Для исправления данной ошибки нам необходимо отправить корректирующую декларацию в электронном виде. Для этого открываем отчет и на титульном листе изменяем номер корректировки с 0 на 1.

0500100000 — Значение элемента отсутствует в справочнике

Данная ошибка возникает, как правило, из-за отсутствия обновления программного обеспечения на стороне налогового органа.

Под справочником имеется ввиду справочники СППФД/СФНД:

  1. СППФД — Справочнике периодов применения форматов представления в электронном виде налоговых деклараций, расчетов (уточненных налоговых деклараций, расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов
  2. СФНД — Справочник форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Это ведомственные справочники ФНС России, которые используются в программном обеспечении налоговых органов для формирования, передачи и приема налоговой документации (информации) при взаимодействии налоговых органов с юридическими и физическими лицами в электронном виде.

Поскольку обновление справочников СППФД/СФНД никак от нас не зависит, то в случае возникновения такой проблемы, нам нужно будет переотправить отчеты дождавшись, если позволяет время, обновления приемников налоговых органов.

Читать еще:  Как продлить срочный трудовой договор
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector