Содержание

Как составить План финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности ау?

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 11

План финансово-хозяйственной деятельности является одним из главных плановых документов любого автономного учреждения. Несмотря на это, в нормативных актах, регламентирующих порядок организации деятельности автономного учреждения, по сей день отсутствуют четкие указания по порядку его составления и хотя бы примерному содержанию. В такой ситуации финансовым работникам автономного учреждения ничего не остается, как либо самостоятельно разрабатывать и «шлифовать» на практике данный документ, либо взять на заметку предписания по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности коллег из бюджетного сектора экономики. В статье автор попробует совместить оба подхода, отобрав для читателя только лучшие рецепты по составлению этого важного документа.

Начинаем: общие нормы Закона

В главном документе — Законе об автономных учреждениях — о плане финансово-хозяйственной деятельности сказано немногое. В частности, есть указание на то, что АУ обеспечивает открытость и доступность определенного пакета документов, среди которых поименован рассматриваемый план. Кроме этого, Законом распределены полномочия по его составлению и утверждению уполномоченными органами. Покажем в виде схемы условный график «документооборота» по разработке плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, отвечающий нормам Закона об автономных учреждениях.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Поясним схему. Перед тем как составить план, АУ подготавливает проект, для составления которого нужны от учредителя сведения о субсидиях, которые планируется выделить учреждению. Следующим звеном в цепочке является наблюдательный совет, он рассматривает проект плана и дает заключение (большинством голосов совета), копия которого направляется учредителю учреждения. Окончательно утверждает план финансово-хозяйственной деятельности руководитель АУ, исходя из рассмотрения заключения наблюдательного совета. Таким образом, процедура прохождения плана по инстанциям отработана, чего нельзя сказать о самом плане финансово-хозяйственной деятельности. По его составлению до настоящего времени не было практически никаких рекомендаций нормативного характера, но все изменилось в связи с проводимой глобальной реформой бюджетных учреждений, затронувшей также отчасти автономных коллег по многим спорным вопросам правового регулирования, в их числе оказался и план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Продолжаем: новые нормативные акты

Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ внесены дополнения в Закон о некоммерческих организациях , согласно которым в ближайшем будущем на составление плана финансово-хозяйственной деятельности переходят и бюджетные учреждения, которые ранее работали по смете доходов и расходов. Последняя (смета) достанется казенным учреждениям. Бюджетные и автономные учреждения будут работать согласно плану, Требования к которому недавно утвердил Минфин России Приказом от 28.07.2010 N 81н. В нем четко прописано, что принят он не только во исполнение норм Закона о некоммерческих организациях, но и в целях реализации положений п. 13 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Поэтому Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные указанным Приказом (далее — Требования), касаются как бюджетных, так и автономных учреждений. Правда, есть одно существенное «но»: документ вступает в силу с 01.01.2012. Получается, что до этого времени АУ не обязаны соблюдать минфиновские Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности. Однако это не означает, что уже сейчас АУ не могут воспользоваться ими в качестве подсказки при составлении собственного плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом, разрабатывая план, учреждение в первую очередь должно следовать указаниям учредителя, который вправе предусматривать дополнительную детализацию планируемых показателей, а также требовать от учреждения составления плана на год, поквартально или даже помесячно. Другое дело, что такие требования будут инициативой учредителя, а не финансового ведомства, что не умаляет значимости и актуальности Требований Минфина к плану деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

В чем заключаются требования чиновников?

Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, направлены на формирование единообразного подхода к порядку его составления и утверждения, а также упорядочение правового регулирования по данному вопросу. Здесь следует отметить еще один документ — Приказ Минсельхоза России от 31.08.2010 N 301, касающийся подведомственных Министерству учреждений. В нем много чего просто позаимствовано из документа финансового ведомства, что говорит в пользу упорядочения требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений. При этом каждое из них должно учитывать накопленный опыт работы с имеющимися плановыми документами.

Автономному учреждению при составлении плана целесообразно разделить его на несколько частей.

Заголовочная (вступительная) часть

В заголовочной части отражаются идентификационные данные составляющего план учреждения, а также его учредителя. Плюс к этому здесь следует указать плановый период, на который представляются сведения, и наименование единиц измерения показателей (это могут быть как стоимостные, так и количественные (натуральные) показатели объема услуг АУ).

К сведению. Основа плана финансово-хозяйственной деятельности — это планируемые финансовые показатели, которые указываются в рублях с точностью до двух знаков после запятой. Такая точность объясняется тем, что данные указываются в тыс. руб., поэтому два знака после запятой будут нелишними при сверке планируемых и фактических показателей по итогам финансового года или иного планового периода.

Основная (содержательная) часть

Данный раздел плана включает текстовую (описательную) и табличную (поясняющую) части. В описательной части следует указать как минимум следующую информацию об АУ:

  • цели деятельности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом;
  • виды деятельности учреждения, в том числе основные виды деятельности;
  • перечень услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
  • общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);
  • общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
  • иная информация по решению учредителя.

Приведем пример (выдержку) текстовой части основного раздела плана финансово-хозяйственной деятельности АУ, оказывающего услуги в области физкультуры и спорта.

Цели деятельности АУ:

  • развитие физической культуры и спорта;
  • организация досуга и отдыха населения, способствующего укреплению здорового образа жизни граждан.

Предмет деятельности АУ:

  • реализация целевых программ по развитию физической культуры и спорта;
  • реализация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Виды уставной деятельности АУ:

  • организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
  • изучение, обобщение и внедрение новых технологий и форм работы с физкультурниками и спортсменами;
  • проведение спортивно-массовых мероприятий совместно с местными администрациями;
  • оказание организационно-методической помощи ветеранам и лицам с ограниченными возможностями по проведению спортивных праздников, смотров-конкурсов, фестивалей, форумов;
  • агитация и пропаганда здорового образа жизни.

Виды предпринимательской деятельности АУ:

  • торговля в палатках безалкогольными напитками, пищевыми продуктами, спортивной одеждой и экипировкой, инвентарем и оборудованием;
  • прокат спортивного инвентаря и оборудования, велосипедов;
  • рекламная деятельность в области физической культуры и спорта;
  • деятельность по организации спортивных лотерей;
  • зрелищно-развлекательная деятельность, в том числе организация массовых мероприятий, выставок, концертов, конкурсов, спортивных праздников;
  • осуществление функций заказчика-застройщика при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте физкультурно-спортивных объектов;
  • деятельность в области права, связанного с физической культурой и спортом.

Что касается балансовой стоимости имущества, то, согласитесь, приводить детализацию показателей в описательной части не всегда удобно и наглядно, поэтому бухгалтер АУ может вынести сведения о стоимости имущества по группам в табличную часть. В ней указываются наиболее важные показатели финансового состояния АУ на последнюю отчетную дату, предшествующую составлению плана. Приведем пример таблицы, в которой отражается финансовое состояние АУ на отчетную дату.

Как связаны план закупок и план ФХД: важные изменения с 1 апреля 2020 года

План ФХД бюджетного учреждения — это ключевой документ, в котором отражаются показатели финансово-хозяйственной деятельности организации: доходы и расходы за отчетный год и плановый период. Экономическая активность любой госорганизации ведется на основании утвержденного ПФХД. Только после этого можно планировать госзакупки.

Изменения в планировании на 2020

В 2020 действовали два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это план ФХД и план закупок по 44-ФЗ. Опубликовав оба плана, госучреждение приступало к формированию плана-графика. Это детализация закупочной деятельности на календарный год.

С 2020 вступают в силу положения Федерального закона № 71-ФЗ от 01.05.2019, которым чиновники решили упразднить обязательное ведение плана закупок. Требование о соответствии ПФХД и плана закупок отменяют, как работать по новым правилам? Порядок для бюджетников на 2020 следующий:

  1. Получаем лимиты и объемы финансирования на финансовый период.
  2. Распределяем доходы и расходы в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  3. Утверждаем ПФХД по новой форме (приказ Минфина № 186н в редакции 2020 года).
  4. Срок и порядок утверждения ПФХД устанавливает учредитель или ГРБС.
  5. В течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД учреждение обязано утвердить план-график на финансовый период.
  6. Опубликуйте план-график 2020 в ЕИС.
Читать еще:  Как руководителю разрешить конфликт с подчиненными

В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.

Новый ПФХД на 2020 год

С 01.04.2020 вступил в силу новый приказ Минфина РФ № 17н. Этот норматив скорректировал положения приказа Минфина № 186н, которым чиновники ввели новый ПФХД 2020.

Все бюджетные организации, разрабатывая план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 и плановый период 2021-2022 гг., руководствуются новыми правилами. В течение 2020 г. учреждения готовились к переходу на новый приказ.

Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках параметров, определенных Министерством финансов РФ. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений.

По требованиям Минфина, ПФХД составляется кассовым методом. Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны.

Теперь ПФХД формируют не только на отчетный год и плановый период, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в ПФХД в специальной графе 8 «за пределами планового периода».

Структура плана ФХД с 2020 года

Новая форма документа значительно отличается от старого бланка. Текстовая часть в новом формуляре отсутствует, а табличная часть подразделяется на:

  • раздел 1. Поступления и выплаты;
  • раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

По новым требованиям финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе.

Что изменилось в структуре ПФХД: таблица

Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020

Прежняя форма, действующая до 31.12.2019

Текстовая (описательная) часть

Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)

Раздел 1. Поступления и выплаты

Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)

Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг

Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)

Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)

Таблица 4. Справочная информация

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам

Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам

Нововведения с 01.04.2020

Чиновники из Министерства финансов РФ обновили рекомендуемую форму плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Правки вступают в силу с 01.04.2020. А это значит, что федеральные учреждения, подведомственные Минфину, должны заполнить ПФХД уже в новой форме. В отношении остальных бюджетников учредители обязаны привести формуляры в соответствие с новыми положениями приказа Минфина России от 07.02.2020 № 17н и довести до учреждений соответствующими распоряжениями.

Что меняется в разделе № 1:

  1. Обновлены коды, по которым отражаются безвозмездные поступления грантов. Вносите суммы с учетом новых требований:
    • код 613 — если грант получен бюджетным учреждением;
    • код 623 — автономным;
    • код 634 — гранты для иных некоммерческих организаций.
  2. В строке 2240 вместо затрат на соцобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нужно указывать расходы на иные выплаты населению.
  3. Обновлены коды для безвозмездных поступлений раздела № 1 ПФХД. Теперь целевые субсидии и капвложения отражайте по статье 150, а статью 180 используйте для отражения прочих поступлений.

Вот что изменится в разделе № 2:

  1. Дополнительная детализация добавлена в отношении сумм контактов по 44-ФЗ. Придется выделять закупки, осуществляемые по национальным и региональным проектам. Правки коснулись строк, расшифровывающих уже заключенные госконтракты и ожидаемые к заключению.
  2. Строчку для выплат по госконтрактам, заключенным до начала текущего года, детализировали. Теперь суммы придется дробить по видам НПА: отдельно указывайте суммы контрактов по закону № 44-ФЗ и отдельно — по закону № 223-ФЗ.

Правила составления

Рекомендации по составлению ПФХД на 2020 г. существенно изменены. Ключевые нововведения:

  1. Графа «Аналитический код» для КОСГУ заполняется только по требованию учредителя.
  2. Разбивки по источникам финансового обеспечения в обновленном ПФХД тоже нет. Поступления по источникам будут указываться построчно.
  3. Специалистам придется обосновывать не только выплаты, но и поступления. Формальный вид для таких обоснований Минфин не предусмотрел. Используйте старые формы обоснований, закрепленные в упраздненном приказе Минфина № 81н. Всего их 95 шаблонов.
  4. Расчеты показателей поступлений будут формироваться на основании исчисленных доходов по источникам с учетом задолженности по доходам и полученным авансам на начало отчетного года.
  5. Минфин закрепил правила обоснования доходной части прибыли по долям в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ и дивидендов по акциям и прочим ЦБ, находящимся в собственности учреждения.
  6. Полный перечень требований по формированию ПФХД на 2020 г. представлен в приказе Минфина № 186н, в редакции 2020 года (приказ Минфина 17н).

Плановые показатели разрешено корректировать в течение финансового года, если:

  • учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
  • предприятие подлежит реорганизации;
  • изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и проч.

План-график закупок на 2020 год

Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех грядущих заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.

Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются постановлением правительства РФ от 30.09.2019 № 1279.

Правила составления плана-графика в 2020 скорректированы. Что отразить в ключевом плановом документе:

  • идентификационный код закупочной позиции;
  • наименование закупаемого объекта;
  • код закупаемого объекта по ОКПД2 и наименование такого кода;
  • объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
  • сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
  • информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
  • наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки;
  • наименование организатора закупки — для совместной закупки.

Утвердите ПГ в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО или утверждения ПФХД. Для этого достаточно подписать электронный документ усиленной цифровой подписью. Если руководитель не утвердит плановый документ в срок, то ему грозит штраф от 5000 до 300 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Обязательно ли планировать закупки по 44-ФЗ на основании плана ФХД

План ФХД бюджетного учреждения — это отдельный вид плановой документации, отражающий ключевые показатели экономической деятельности. Оформлен, как подробная разбивка поступлений и расходов в отчетном году и плановом периоде. На основании утвержденного ПФХД организация планирует закупки.

Что такое план ФХД

Ключевой документ экономического планирования для автономного и бюджетного учреждения — это план финансово-хозяйственной деятельности. Без утвержденного документа деятельность организации бюджетной сферы недопустима.

ПФХД не просто устанавливает общие значения доходов и расходов организации в текущем году. Программа предусматривает детализацию по категориям поступлений и распределение затрат по кодам видов расходов, утвержденных Приказом Минфина № 132н.

С 2020 года введены в действие новые требования Минфина по утверждению ПФХД. Каждый из учредителей обязан разработать аналогичные требования и форму бланка для подведомственных организаций. Новая форма закреплена Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н.

Вся деятельность учреждения регламентирована в ПФХД. Любое отступление или изменение в финансировании или содержании затрат требует соответствующих корректировок в документации. На основании ПФХД организация планирует свою закупочную деятельность на ближайший период.

ПФХД в закупочной деятельности

До конца 2020 года планирование закупок производилось на основании трех документов:

Но обязательное ведение прогноза закупок упразднено с 01.10.2019 (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ). Учреждения вправе использовать отмененный документ в работе до 31.12.2019. А с 2020 года планирование закупок в отдельном формуляре вести не нужно.

Три плановых бланка — это «три кита» в планировании. При доведении лимитов финансирования учреждение распределяло доходы и субсидии, составляло прогноз затрат на планируемый период. Уже на основании ПФХД разрабатывалась программа закупок. Организациям было важно соблюсти полное соответствие ПФХД и плана закупок. А уже на основании прогноза закупок разрабатывался детальный план-график на отчетный год.

Планирование закупок по-новому

В 2020 году составлять план закупок не нужно. Обязательными для бюджетников остаются ПФХД и план-график. Автоматически отпал вопрос, когда должен быть размещен план закупок после утверждения ПФХД — с 01.01.2020 документ не размещается.

Срок утверждения плана-графика на 2020 год сохранен. Его утверждают и публикуют в ЕИС не позднее 10 рабочих дней с момента доведения лимитов либо утверждения плана ФХД. Установлены аналогичные требования, в какой срок разместить план закупок после изменения плана ФХД. Обновите плановую документацию по закупкам в течение 10 рабочих дней с момента утверждения изменений в программу финансирования. Исчислять срок начинайте со дня:

  • доведения лимитов бюджетных обязательств;
  • утверждения новой редакции ПФХД;
  • заключения соглашения на предоставление целевых субсидий на капитальные вложения.

Вся плановая закупочная документация подлежит обязательной публикации в ЕИС. При внесении изменений уже опубликованные документы следует обновить в установленном порядке. Не допускается работа по закупкам без утвержденной и опубликованной документации в ЕИС.

Изменения в структуре ПФХД

Новые требования Минфина по содержанию плановой документации существенно скорректировали структуру плана финансово-хозяйственной деятельности. Отразили все изменения в таблице.

Например, текстовая часть плана была полностью исключена из формы документа. Распределения по источникам финансирования теперь нет. Зато чиновники добавили новый раздел по закупкам. План ФХД и план закупок по 44-ФЗ объединили в единый документ. Поэтому план закупок отменили. Получалось, что новый документ дублировал информацию из ПЗ.

Новая структура ПФХД 2020 года представляет собой:

  1. Сведения об отчетном годе и плановом периоде, за который формируются сведения.
  2. Информацию об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя.
  3. Наименование учреждения, составившего плановые показатели.
  4. Регистрационные коды.
Читать еще:  Как правильно рассчитать единый налог на вмененный доход

В шапке документа предусмотрен отдельный блок для утверждения ПФХД уполномоченным представителем.

Информация о доходах распределяется по источникам поступлений, в разрезе кодов доходов бюджетной классификации.

Например, субсидии на выполнение муниципального задания соответствуют коду доходов 130 и подлежат отражению в строке 1200 (с последующей детализацией).

А целевые субсидии отражаются по коду 180 и указываются в строке 1500 (с последующей детализацией).

Расходы учреждения распределяются в соответствии с кодами КОСГУ и КВР, установленными правилами формирования кодов бюджетной классификации (Приказ Минфина № 132н).

Отдельными строками выделяют суммы налоговых отчислений, уменьшающих доходы. Выделяют суммы субсидий, подлежащих возврату в бюджет.

Учреждение разбивает средства, запланированные на проведение закупок по указанным категориям.

Готовый документ заверяет руководитель учреждения и исполнитель, ответственный за составление ПФХД. Затем готовый документ передают на утверждение уполномоченному лицу (представителю учредителя).

Новые правила ведения ПФХД

При подготовке плановой документации на 2020 год учтите новые правила составления ПФХД. Единые требования закреплены Приказом Минфина № 186н, но региональные и муниципальные органы власти обязаны разработать и утвердить индивидуальные требования к планам финдеятельности подведомственных учреждений.

При составлении документа учитывайте единые требования Минфина, рекомендации отраслевых министерств и ведомств, положения о форме и правилах составления, утвержденные учредителем.

Новые правила ведения ПФХД 2020 года:

  1. Формируйте сведения кассовым методом, то есть по фактическим поступлениям, выбытиям средств. Метод начисления при формировании плановых показателей недопустим.
  2. Все денежные и финансовые показатели отражаются исключительно в валюте РФ, то есть в российских рублях. Операции, запланированные в иностранной валюте, подлежат пересчету по курсу рубля на момент составления документа.
  3. Если организация имеет обособленные подразделения, представительства или филиалы, выделенные на самостоятельный баланс, то придется составить три отдельных прогноза. Первый — по учреждению в целом, второй — отдельно по головной организации, третий — на филиал или представительство (на каждое обособленное подразделение).
  4. Готовьте обоснования по-новому. С 2020 года требуется оформить экономическое обоснование не только по плановым затратам, но и обосновать поступления. Заполнять обоснования по всем источникам поступления доходов не требуется. Заполните только те формы, поступления по которым ожидаются в отчетном и плановом периодах.
  5. Прогноз формируется сразу на три календарных года: текущий и два плановых. Либо срок определяется на период в течение действия закона или решения о бюджете. Если исполнение плановых показателей превышает установленный период, то суммы выделяются в соответствующую графу. Ситуация характерна при принятии учреждением обязательств, срок исполнения которых по условиям договоров (контрактов) превышает три года, показатели ПФХД по решению учредителя утверждаются на период, превышающий указанный срок.
  6. Сведения подлежат размещению в системе «Электронный бюджет». Обязательно для федеральных бюджетников. Для региональных и муниципальных учреждений устанавливают исполнительные органы власти. Учтите изменения, должен ли план закупок соответствовать плану ФХД. С 2020 года план закупок не ведется. План-график соответствует плановым закупкам текущего финансового года.

План ФХД в 2020 году

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения — важный документ в любом бюджетном или автономном учреждении. Он призван отразить планирование поступлений и выбытий средств учреждения. При этом начиная с планов на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов) необходимо руководствоваться положениями Требований, утвержденных приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н. Дело в том, что привычные всем Требования, утвержденные приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н, с 01.01.2020 утратили силу.

Об основных новшествах Требований № 186н и об их отличиях от Требований № 81н и поговорим в очередной нашей статье.

Кто и как должен составлять План ФХД?

План ФХД составляют бюджетные и автономные учреждения. А также их обособленные подразделения, но только если головным учреждением принято решение об утверждении им Плана ФХД. При этом обособленное подразделение должно вести бухгалтерский учет и выполнять государственное (муниципальное) задание (п. 1 Требований № 186н).

При составлении и утверждении Плана ФХД учреждениям (а также в определенных случаях их обособленным подразделениям) необходимо руководствоваться не только Требованиями № 186н, но и порядком, доведенным органом-учредителем (п. 2 Требований № 186н, пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

В порядке орган — учредитель должен установить (п. 4 Требований № 186н):

  1. сроки и порядок составления проекта Плана ФХД;
  2. сроки и порядок утверждения Плана ФХД;
  3. порядок внесения изменений в План ФХД;
  4. полномочия органа — учредителя или учреждения по утверждению Плана ФХД (внесению изменений в План ФХД).

Как указывали специалисты финансового ведомства еще в конце прошлого года: органам-учредителям необходимо было подготовиться к изменениям в части формирования Плана ФХД и разработать такой порядок для подведомственных учреждений или внести соответствующие поправки в уже существующий. В противном случае неизбежны сложности… Дело в том, что План ФХД кроме своей основной функции также должен размещаться на официальном сайте в сети «Интернет» (www.bus.gov.ru) в определенные сроки.

Отличия формы «нового» Плана ФХД

Согласно Требованиям № 186н претерпела изменения сама форма «нового» Плана ФХД. А именно, сейчас не нужно заполнять:

  • описательную часть Плана ФХД;
  • информацию о финансовом состоянии учреждения, дублирующую показатели Баланса (ф. 0503730) (ранее — Таблица 1);
  • информацию о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения) (ранее — Таблица 3);
  • справочную информацию (ранее — Таблица 4).

Форма «нового» Плана ФХД приведена в Приложении к Требованиям № 186н и отличается от формы, содержащейся в Требованиях № 81н. Основная информация, которая ранее была сгруппирована в Таблицах №№ 2 («Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) на … год») и 2.1 («Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) на … год»), теперь находится в самом Плане ФХД, который имеет на 2 раздела:

  • Раздел 1. Поступления и выплаты;
  • Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

При этом в рекомендуемой Требованиями № 186н форме Плана ФХД нет детализации по источникам финансового обеспечения. Если органу-учредителю необходима такая разбивка, то по его решению она может быть внесена в форму Плана ФХД. Это должно быть закреплено в соответствующем порядке, разработанном учредителем.

Вместе с тем, Раздел 1 «Поступления и выплаты» содержит разбивку по годам:

  • текущий финансовый год;
  • первый год планового периода;
  • второй год планового периода;
  • за пределами планового периода.

Обратите внимание: План ФХД составляется на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) и утверждается на срок действия закона (решения) о бюджете. Если же у учреждения существует необходимость принять и исполнить обязательства, срок выполнения которых будет превышать названный срок, показатели Плана ФХД в соответствии с порядком органа-учредителя могут утверждаться на период, превышающий указанный срок. В таком случае заполняется графа «за пределами планового периода».

Кроме графы «Код по бюджетной классификации Российской Федерации» форма «нового» Плана ФХД содержит еще графу «Аналитический код». Что в ней отражается? Она предназначена для указания кода КОСГУ в соответствии с Порядком применения КОСГУ, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, и (или) кодов иных аналитических показателей, в случае, если порядком органа — учредителя предусмотрена такая детализация.

И еще одно новшество, которое призвано дать прямые ответы на волнующие бюджетные и автономные учреждения вопросы.

Например, как отражать в Плане ФХД выплаты, уменьшающие доход, такие как налог на прибыль, НДС? Требования № 186н прямо указывают, что они отражаются по строкам 3000 — 3030 по кодам аналитической группы подвида доходов бюджетов классификации доходов бюджетов, по которым планируется уплата налогов, уменьшающих доход. Показатель отражается со знаком «минус».

Или другой вопрос: как отражать в Плане ФХД возврат в бюджет средств субсидии? Он отражается по строке 4010 по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов».

Обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат

План ФХД составляется на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат (п. 8 Требований № 186н). Требования к их формированию установлены в главе III Требований № 186н.

Требования № 186н предполагают следующие виды доходов, которые нужно обосновать:

  • от использования собственности (в том числе доходы в виде арендной платы, платы за сервитут, от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации);
  • от оказания услуг (выполнения работ) (в том числе в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования, а также женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период на основании родового сертификата);
  • в виде штрафов, возмещения ущерба (в том числе включая штрафы, пени и неустойки за нарушение условий контрактов (договоров));
  • в виде безвозмездных денежных поступлений (в том числе грантов, пожертвований);
  • в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
  • от операций с активами (в том числе доходы от реализации неиспользуемого имущества, утиля, невозвратной тары, лома черных и цветных металлов).

Порядок расчета доходов приведен в п. п. 19-22 Требований № 186н.

Расчет расходов осуществляется по видам расходов с учетом норм (п. 23 Требований № 186н):

  • трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ);
  • требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Порядок расчета расходов приведен в п. п. 24-44 Требований № 186н.
Обратите внимание, если учреждением не планируется получать отдельные доходы и осуществлять отдельные расходы, то обоснования (расчеты) поступлений и выплат по указанным доходам и расходам не формируются (п. 45 Требований № 186н).

Утверждение Плана ФХД

Порядок утверждения Плана ФХД зависит от типа учреждения (п. 46 Требований № 186н):

  • для бюджетного учреждения утверждение осуществляется уполномоченным лицом учреждения, если орган — учредитель не установил иной порядок;
  • для автономного учреждения утверждение осуществляется его руководителем после рассмотрения проекта Плана ФХД наблюдательным советом автономного учреждения.

Если речь идет о Плане ФХД обособленного учреждения, то механизм его утверждения будет следующим. Учреждение, имеющее обособленное подразделение, на основании утвержденного Плана ФХД утверждает план головного учреждения без учета обособленного подразделения и план для каждого обособленного подразделения, включающие показатели расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением.

Читать еще:  Как из нескольких равных кандидатов на должность выбрать одного?

Итак, мы рассмотрели новшества при формировании и утверждении Плана ФХД по «новым» Требованиям № 186н. А также нашли в Требованиях № 186н ответы на волнующие вопросы, такие как отражение в Плане ФХД налога на прибыль, НДС, возврата в бюджет средств субсидии. Ранее такие вопросы решались по согласованию с органом-учредителем, а теперь — нормативно урегулированы. Однако органам-учредителям тоже «скучать» не приходится: в их отношении Требования № 186н устанавливают определенные обязанности, которые должны быть исполнены и должны найти отражение в соответствующем порядке, изданном органом-учредителем.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: пример составления, статьи расходов и доходов

В соответствии с законодательством РФ бюджетные учреждения обязаны планировать финансово-хозяйственную деятельность и закреплять порядок ее ведения в отдельном документе. То, каким образом он должен составляться, также регламентируется на уровне нормативных актов. В чем заключаются особенности формирования плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации? Какие сведения могут отражаться в нем?

Общие сведения о плане финансово-хозяйственной деятельности

Рассмотрим для начала то, что представляет собой документ, о котором идет речь. Финансово-хозяйственная деятельность — это совокупность управленческих решений организации, связанных, прежде всего, с планированием и распределением доходов и расходов хозяйствующего субъекта с учетом норм права, требований, предписаний и рекомендаций компетентных органов власти, которые имеют отношение к деятельности учреждения.

В случае с бюджетной системой сущность финансово-хозяйственной деятельности понимается, в целом, аналогичным образом. То, каким образом должен формироваться и утверждаться план, о котором идет речь, определено на уровне федерального законодательства РФ. Данные процедуры достаточно строго регламентированы в соответствующих нормах права.

Орган власти, который имеет основные компетенции в части регулирования планирования доходов и расходов государственных и муниципальных структур — Министерство финансов России. Данная государственная структура издает различные нормативные акты, которые регламентируют порядок планирования бюджетными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности. Прежде чем рассматривать то, в каком порядке должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, пример соответствующего документа, изучим, таким образом, то, какие источники права регулируют формирование данного источника.

Составление плана финансовой деятельности бюджетной организации: регулирующее законодательство

Главный нормативный акт, который должен соблюдаться при составлении плана, о котором идет речь — Приказ Минфина России № 81н, принятый 28.06.2010 года. В нем отражены требования к соответствующему плану. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений федеральных источников — ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ФЗ «Об автономных учреждениях».

Положения Приказа № 81н должно учитывать государственное либо муниципальное бюджетное учреждение, а также автономное. Рассмотрим содержание соответствующего нормативного акта подробнее. Начнем с его общих положений.

Приказ № 81 о составлении плана финансовой деятельности бюджетного учреждения: общие положения

Важнейшей нормой рассматриваемого раздела Приказа № 81 можно считать ту, в соответствии с которой план, по которому формируется бюджетная смета учреждения, должен разрабатываться ежегодно в случае, если бюджет принимается на 1 финансовый год, либо с учетом планового периода (если он входит в период действия нормативного акта, утверждающего государственный финансовый план). При необходимости учредитель той организации, которая формирует рассматриваемый документ, может детализировать его структуру с точки зрения отражения в нем поквартальных или помесячных показателей.

Приказ № 81: составление плана

Приказ № 81 также определяет то, каким образом должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Пример любого документа соответствующего назначения должен составляться с учетом данных требований.

Источник, о котором идет речь, должен формироваться, исходя из того, что показатели в нем отражаются по кассовому методу с точностью до 2 знаков, указываемых после запятой. План должен соответствовать форме, которая разработана учредителем бюджетной организации учетом требований, отраженных в Приказе № 81.

Так, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (пример его фрагмента будет приведен ниже), должен состоять из следующих частей:

— основной содержательной области;

Заголовочная часть плана

В заголовке должны отражаться:

— гриф утверждения плана, в котором фиксируются название должности, подпись сотрудника, у которого имеются полномочия по утверждению документа, ее расшифровки;

— дата введения плана в оборот;

— дата формирования плана;

— название бюджетного учреждения, подразделения, в котором разработан документ;

— название органа власти, учредившего бюджетную организацию;

— прочие реквизиты, необходимые для идентификации учреждения — ИНН, КПП, код по специальному реестру;

— сведения о финансовом годе, в предусмотренных законом случаях дополненном плановым периодом;

— названия единиц измерения тех показателей, что включаются в документ.

Содержательная часть плана: текстовая область

Содержательная область рассматриваемого документа состоит из 2 частей — текстовой, а также табличной.

В первой должны отражаться:

— цели деятельности организации, определяемые в соответствии с положениями законодательства;

— виды деятельности организации, определяемые по уставу;

— перечни работ и услуг, выполняемых организацией;

— балансовая стоимость недвижимости, которое закреплено за организацией по принципу оперативного управления, движимого имущества, в том числе особо ценного;

— иные сведения, включаемые в план по решению учредителя.

Содержательная часть плана: табличная область

В план также включается несколько таблиц. В них отражаются:

— показатели финансового состояния организации, включая те, что имеют отношение к активам и пассивам;

— сведения о поступлениях и выплатах;

— показатели выплат, связанных с закупками товаров, работ, сервисов;

— информация о денежных средствах, которыми временно распоряжается организация;

Табличная часть плана может отражать иные сведения в соответствии с решением органа, учредившего бюджетную организацию.

В случае если социальные учреждения или иные государственные или муниципальные структуры меняют подведомственность, то план должен составляться в том порядке, который установлен компетентным органом власти, в отношении которого организация будет подотчетна.

Оформляющая часть плана

Рассматриваемый план должен быть заверен подписью компетентных лиц организации — директора, руководителя бухгалтерии, а также сотрудника, который составил документ. Данные реквизиты фиксируются в оформляющей части документа.

В случае если организация, разрабатывающая рассматриваемый документ, является автономным учреждением, то план должен быть заверен руководителем данной структуры на основании полученного заключения со стороны наблюдательного совета. Финансово-хозяйственная деятельность — это ответственное направление развития организации, и потому ее планирование может потребовать дополнительных согласований с компетентными лицами.

Однако, в случае, если рассматриваемый документ составляется структурой в статусе бюджетного учреждения, то в общем случае достаточно его утверждения только директором — если иное не установлено органом, учредившим соответствующую организацию. Если план составляется подразделением учреждения, то он вводится в действие руководителем организации.

План финансовой деятельности бюджетной организации: нюансы

Существует ряд нюансов, характеризующих формирование рассматриваемого документа. Так, плановые показатели доходов и расходов, отражаемые в табличном разделе плана, должны определяться в период подготовки проекта бюджета на финансовый год, дополненный в предусмотренных законом случаях плановым периодом. При этом, в расчет берутся субсидии:

— на обеспечение выполнения государственного задания, предусмотренные Бюджетным кодексом России;

— на инвестирование капитальных вложений в объекты недвижимости, предоставляемые на конкурсной основе.

Кроме того, учитывается ряд иных показателей. А именно:

— публичные обязательства перед гражданами, выраженные в денежной форме;

Что касается плановых показателей по доходам, то государственное или муниципальное бюджетное учреждение должно при их определении учитывать аналогичные субсидии, а также:

— поступления в результате оказания организацией коммерческих услуг по уставу, то есть — по основным видам ее деятельности;

— доходы от продажи ценных бумаг — в случаях, предусмотренных законодательством.

Справочно могут фиксироваться:

— величина публичных обязательств перед гражданами, которые должны быть исполнены организацией в денежной форме;

— суммы бюджетных инвестиций;

— величина денежных средств, которые находятся во временном управлении учреждением.

Сведения, отражаемые в плане, могут формироваться организацией на основе той информации, что получается от учредителя. Некоторые из соответствующих показателей могут носить расчетный характер — например те, что имеют отношение к получению доходов от оказания коммерческих услуг.

Расходы на содержание инфраструктуры учреждения, которые связаны с закупкой тех или иных товаров, работ и сервисов, должны быть детализированы в планах:

— по закупкам в целях обеспечения государственных либо муниципальных нужд по законодательству о контрактных правоотношениях;

— по закупкам, которые осуществляются в соответствии с положениями ФЗ № 223.

Формирование плана финансовой деятельности: особенности утверждения документа

Существует также ряд нюансов, характеризующих процедуру утверждения рассматриваемого плана. Так, можно отметить, что орган власти, учреждающий социальные учреждения и иного профиля государственные и муниципальные организации, имеет право ввести в оборот единую форму документа, предназначенного для использования как автономными, так и бюджетными структурами или же 2 самостоятельные формы для каждого типа организаций. Аналогичным образом могут приниматься правила по заполнению соответствующих документов.

План, а также дополняющие его сведения, могут быть уточнены непосредственно учреждением после того, как будет утвержден нормативный акт о бюджете. После — направлен на утверждение, которое осуществляется с учетом норм, зафиксированных в требованиях по Приказу № 81н. В случае, если уточнения связаны с выполнением учреждением государственного задания, то они вносятся с учетом тех показателей, что установлены в соответствующем задании. Кроме того, в расчет берется целевая субсидия, выделенная в целях его выполнения. Соответствующие требования также установлены Приказом № 81н.

Изменение плана хозяйственной деятельности

В ряде случаев бюджетная смета, отражаемая в плане, о котором идет речь, может быть изменена. Данная процедура предполагает формирование нового документа соответствующего типа, положения которого не должны противоречить в части кассовых показателей исходной версии плана. Решение о корректировке документа принимается директором организации.

Как может выглядеть план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения? Пример данного документа в части одного из ключевых компонентов — на картинке ниже.

Очень важно соблюсти установленные законодательно, а также на уровне решений органа власти, учредившего бюджетную организацию, требования к структуре и содержанию соответствующего плана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector